Можно ли класть асфальт зимой?

Можно ли класть асфальт в лужи, грязь или просто на снег? Инфографика

Многие не раз наблюдали процесс укладки асфальта зимой или поздней осенью. Но вряд ли кто-то старался вникнуть в технические особенности этого процесса. Оказывается, ремонтировать дороги в это время года можно, но при определённых обстоятельствах.

Согласно действующим советским СНИПам, асфальт нельзя укладывать при температуре ниже +15, но сейчас появились новые материалы и технологии, которые позволяют выполнять работы даже при минусовых температурах. Но никак не ниже -10 ºС.

Что нужно сделать, чтобы положить асфальт зимой?

Чтобы выполнить ремонт дороги зимой, необходимо подготовить территорию: убрать снег, лёд и обработать место специальными реагентами.

Дождь и снег снижают температуру смеси, поэтому в сырую погоду не рекомендуется выполнять укладку толстых слоёв асфальта. Укладывать дорожное покрытие при слабых осадках можно только по всей ширине дороги, а не частями в разные дни. В ливень и метель укладка полотна невозможна.

Как укладывают асфальт?

Укладка асфальта состоит из следующих этапов: очищенное место для новой трассы покрывают щебнем. Затем заливают эмульсию, которая должна обеспечить фиксацию асфальта. Сверху накладывается ещё один слой битума и сухого щебня, поверхность выравнивается катком.

Почему на дороге появляются ямы и трещины?

При укладке асфальта дорожные службы часто экономят. В первую очередь, на эмульсии, задача которой — удерживать щебень. В итоге асфальт кладётся на сухую поверхность, поэтому быстро начинает разъезжаться, образуя трещины.

Второе, на чём пытаются сэкономить — щебень. Вместо него под асфальт могут положить колотый кирпич, который по прочности несравним с гравием. В итоге асфальт проваливается, образуя ямы. Согласно нормативам, для «лёгкой» дороги достаточно одного слоя средней фракции (20–40 мм). Если же это магистраль, то рекомендуется укладывать щебень в несколько слоёв: первый слой из крупной фракции (40–70 мм), за ним — из средней, последний — из мелкой (5–20 мм). Главное — укатывать каждый слой катком.

Экономят дорожники и на самом покрытии — асфальте. Он, как и битумная эмульсия, изготавливается из нефти. Но не каждый сорт этого сырья подходит для качественной укладки дорог. Как правило, строители не проверяют качество нефти, отсюда — непрочность покрытия. Толщина асфальта зависит от предполагаемой эксплуатации дороги. Минимальная толщина составляет 4–5 см (для дворовых территорий и т. п.). При высокой интенсивности дорожного движения асфальт опять же кладут слоями, используя разную зернистость. Первым слоем кладётся крупнозернистый асфальтобетон, наверх — мелкозернистый. Для большей надёжности кладут третий поверхностный слой. Перед нанесением каждого следующего слоя предыдущий поливают битумом.

Ну и основная причина плохих дорог — халатность. Трещины часто появляются из-за воды, которая проникает под покрытие и замерзает во время холодов, тем самым расширяя дыры в дорожном полотне. Строители могут пренебречь техническими требованиями и положить асфальт на снег. В этих действиях кроется не только халатность, но и возможность получения очередного заказа. В лужу положишь — через пару месяцев всё переделывать, вот и готов новый заказ, а списать всё можно на суровый климат.

Когда следует применять холодную и горячую укладку асфальта?

Существует холодный и горячий способ укладки асфальта.

Холодной укладкой чаще всего пользуются при ремонте дороги. Главное в этом процессе — хорошо утрамбовать покрытие. Преимуществом использования холодного асфальта является всесезонность его применения.

Работы по ремонту дороги можно не прекращать даже в зимний период.

Есть несколько видов холодного асфальта:

– Летний холодный асфальт. Температура окружающей среды при укладке от +15 до +30 °С.

– Межсезонный холодный асфальт. Температура окружающей среды при укладке от -5 до +15 °С.

Но такой способ не подходит при строительстве новой дороги или капитальном ремонте старой. В таком случае прибегают к горячей укладке. Асфальт должен укладываться непременно в горячем виде. Впрочем, осенью и ранней весной добиться качественного ремонта дорог с помощью горячей укладки сложно.

Вместо неё применяют технологию литого асфальта. Литой асфальт — это смесь песка, гравия и молотого известняка с битумом. Литой асфальт не обязательно укатывать катками, его консистенция такова, что он ложится плотным литым слоем, не нуждаясь в дополнительном уплотнении. Литой асфальт отличается водостойкостью, поэтому его можно укладывать даже во время дождя. Температура литого асфальта во время укладки может варьироваться в пределах 200–250 градусов. Технология позволяет класть асфальт при -10 °С. Максимальная толщина литого асфальта не должна превышать 25–30 мм. Литой, как и другие виды асфальта, можно использовать не только в дорожном строительстве, но и в таких видах работ, как устройство кровли, покрытие мостов, отделка помещений.

Дорогам отмерено служить три года

С 2011 года в силу вступили новые правила, согласно которым, ремонт дорог должен проводиться не раз в семь лет, как это было раньше, а раз в три года. По мнению чиновников, из-за климатических условий дорога в России служит не более трёх лет.

В том же году столичные коммунальщики начали вести историю дорог. В документах прописывается, когда ремонтировался тот или иной километр магистрали. При обнаружении брака исправлять ошибки за свой счёт должны подрядчики, проводившие работы.

Сравнительная стоимость дорог в России и за рубежом

Некоторые дорожные работы в России по цене в разы превышают стоимость дорог за рубежом. Первое в этом списке — земля, которую нужно выкупить у собственников. В России она обычно включается в стоимость проекта, а в Европе — нет. При этом затраты на отвод земли в России составляют 6–7 % от стоимости проекта, в Московской области — 30 %, а в Москве — до 70 %. Многие заблаговременно скупают прилегающую к будущей трассе землю и затем втридорога продают государству.

Следующее по дороговизне — стоимость проектирования. В России фактически отсутствуют типовые проекты дорог, поэтому каждую новую дорогу приходится проектировать заново. Затем проект отправляется на госэкспертизу, пройти которую с первого раза почти невозможно. Повторная же экспертиза стоит до 70 % от первоначальной — и это без учёта стоимости доработки проекта.

И третье — доставка материалов. Качественный песок и щебень часто приходится возить за десятки, а то и сотни километров. Простой пример: при строительстве некоторых тоннелей в олимпийском Сочи использовалась отделка, произведённая в Красноярске. С доставкой за пять тысяч километров.

В итоге неудивительно, что строительство дороги Адлер – Красная Поляна обошлось в 285 млрд рублей — дороже зарубежных аналогов в 1,9 раза. В Европе стоимость прокладки одного километра туннеля в горном массиве составляет около $70 млн.

Единственное, из-за чего дорога в России может быть дешевле европейской — это более тонкая дорожная одежда, рассчитанная на меньший срок службы. В Германии толщина верхнего слоя асфальта должна быть 22 см. В России — 8 см. Всё это сказывается на сроке эксплуатации. Кроме этого, если качество используемого асфальта проверить можно, то количество песка и щебня — нет. Поэтому дорожники пользуются этим: хочешь, положи меньше материала, хочешь — укажи в документах дальность доставки необходимого песка 200 км, а привези обычный, из ближайшего карьера.

О хороших дорогах россиянам остаётся лишь мечтать или же строить их по контрактам жизненного цикла, чтобы подрядчик сам обслуживал построенную дорогу и в случае плохой укладки платил штрафы.

Асфальт можно класть и в дождь, и в снег — теперь официально

Лента новостей

  • 19:19Солист «Хора Турецкого» умер от коронавируса
  • 19:20 На 110-м году умерла мать Катрин Денев
  • 18:51 Зеленский призвал Байдена и Меркель «противостоять агрессору»
  • 18:23 В Индии запретили выпуск новых карт Mastercard
  • 17:54 Олимпийская сборная России по регби-7 выходит из карантина в Японии
  • 17:33 Умер заболевший ковидом Петр Мамонов
  • 17:29 ФСБ сообщила о предотвращенном теракте в Москве
  • 17:21 Генпрокуратура признала нежелательной организацией «Проект медиа»
  • 16:54 РКН: штрафы для «Радио Свобода» достигли 169 миллионов рублей
  • 16:44 РБК: в Ростовской области совершено нападение на пассажиров автобуса
  • 16:23 Лидер «Яблока» призвал Путина объявить нерабочие дни
  • 15:53 Маврикий снял ограничения для россиян, привитых «Спутником V»
  • 15:40 Мощный ливень затопил аэропорт «Шереметьево»
  • 15:12 Джефф Безос пожертвует рекордные $200 млн Смитсоновскому институту
  • 14:39 ВОЗ и ЮНИСЕФ предупредили о вспышке кори и других предотвращаемых болезней
  • 14:11 Вертолет ВВС США вынужденно приземлился в центре Бухареста
  • 13:58 Жительница Новосибирска нашла в купленных помидорах записку с просьбой о помощи
  • 13:29 В массовом ДТП под Саратовом погибли четыре человека
  • 13:24 Песков: вопрос о ввозе иностранных вакцин в Россию пока не обсуждается
  • 13:16 ФТС выявила контрабанду нефти на Украину
  • 12:59 Дело экс-сенатора Арашукова рассмотрят присяжные
  • 12:53 МВД РФ призывает власти отменить обязательный техосмотр автомобилей
  • 12:24 ФАС разрешила «Магниту» купить «Дикси», но потребовала обеспечить конкуренцию
  • 12:04 Лифт с людьми рухнул в здании склада в Москве
  • 11:56 СМИ: семь человек погибли в Германии в результате наводнения
  • 11:27 В России установлен новый максимум по числу умерших от коронавируса
  • 10:59 На россиян хотят наложить штрафы за выброшенных животных
  • 10:33 Рада одобрила отставку главы МВД Украины Арсена Авакова
  • 10:26 Минпромторг: в России на сегодня нет дефицита соли, ценовая ситуация стабильная
  • 09:55 Вспышка ковида отмечена в японском отеле, где остановились спортсмены из Бразилии
  • 09:26 Bloomberg: США для борьбы с хакерами будут пристально отслеживать транзакции с криптовалютой
  • 08:54 Глава Минспорта пообещал отстаивать интересы отстраненных от ОИ из-за допинга пловцов
  • 08:44 Истребители РФ подняты в небо над Беринговым морем для сопровождения бомбардировщиков США
  • 08:25 «Известия»: Россия проведет серию учений со странами Средней Азии на афганской границе
  • 07:53 Власти Германии ответили жителям омского села, просившим отремонтировать дорогу
  • 07:24 Ушел из жизни конструктор последних модификаций МиГ-31
  • 06:54 Роструд разъяснил правила отстранения непривитых сотрудников
  • 05:07 Мэр Майами предложил изучить возможность нанесения ударов по Кубе
  • 03:59 Китай теперь может уничтожать спутники США
  • 03:06 Власти Каталонии объявили о введении комендантского часа
  • 02:09 ВОЗ видит риск катастрофической вспышки коронавируса на Ближнем Востоке
  • 01:11 Путин: изменение климата является одной из областей, в которых у России и США есть общие интересы
  • 00:13 Россия предостерегает Великобританию от отправки кораблей к Крыму
  • вчера, 23:52 Япония возглавила топ-5 стран, которые требуют от Twitter удалять контент
  • вчера, 23:32 ВР: «Роснефть» остается ключевой частью нашей стратегии
  • вчера, 23:17 Гендиректор ВОЗ заявил о третьей волне коронавируса
  • вчера, 22:56 РСТ: российские туристы не смогут поехать во Францию и Чехию
  • вчера, 22:37 Двух пловцов из России отстранили от Игр в Токио за допинг
  • вчера, 22:09 Маск намерен построить город на Марсе к середине века
  • вчера, 21:37 Аналитики ЦБ ждут пика инфляции в будущем
  • вчера, 21:09 Врач назвал причины роста заболеваемости коронавирусом в России
Читайте также  Как прогревать вариатор ниссан зимой?

Все новости »

Росавтодор разрешил обновлять дорожное покрытие в минусовую температуру и при незначительных осадках при условии соблюдения технологий. Что об этом говорят сами дорожники?

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС —>

Дорожные работы в дождь и снег стали настолько привычной картиной, что кажется, будто рабочие специально дожидаются осадков, чтобы выйти класть асфальт. Теперь это можно делать официально. В рекомендациях Росавтодора указано, что класть асфальт можно при температуре до минус десяти градусов, и даже в условиях дождя и снега. Работы запрещено проводить, только если осадки обильные — более пяти миллиметров.

Зачем понадобились эти рекомендации? Проблема в тендерах на дорожные работы, из-за которых укладка асфальта как раз приходится на непогоду, говорит генеральный директор компании «Трасса М95» Петр Коваленко:

Петр Коваленко генеральный директор компании «Трасса М95» «Основная причина в том, что тендерная документация разыгрывается в сентябре — августе, и срок окончания по этой тендерной документации приходится именно уже на холода. Асфальт укладывается в последнюю очередь, это последний этап всех дорожных работ. Если срок окончания контракта прописан позже 1 ноября, то существует риск. Технически до минус десяти градусов можно укладывать. Если подрядчик, кто выиграл тендер, согласен на риск, что он за свой счет в дальнейшем будет по гарантии восстанавливать асфальтовое покрытие, но, как нам всегда говорят чиновники, вы же видели, зачем вы в тендере тогда участвуете? Если вы видите, что там могут быть такие риски, как хотите, так и укладывайте и потом дальше несите ответственность».

Но класть асфальт прямо на снег просто бесполезно. Росавтодор в своих рекомендациях отмечает, что важно предварительно расчистить поверхность от снега, льда и грязи, просушить ее терморазогревателем. Но неизвестно, насколько это будет соблюдаться. По словам гендиректора «Дорстрой-СК» Алексея Смирнова, в мороз можно класть только литой асфальт — его используют для аварийных ремонтов. Но опять же его нельзя класть ни в снег, ни в лужи:

— Раньше у нас была дорожная инспекция, все делали, как полагается. Сейчас ее упразднили, потому что она мешала некоторым людям работать, вот и все. Если поверхность влажная, даже литой асфальт к ней не приклеится. Вы посмотрите, как и куда они кладут асфальт и кто его кладет.

— Если в минус восемь положили, подлатали этим кусочком какую-то яму, до весны уже точно не хватит?

— Скорее всего, не хватит: она просто не приклеится, не застынет.

В Росавтодоре объясняют, что разрабатывали документ «с целью увеличения продолжительности строительного сезона автомобильных дорог». Возможно, дело еще и в том, что сроки ремонта сдвигаются из-за нехватки материалов. В некоторых регионах, например в соседней Тульской области, говорят о проблемах со щебнем: все идет на стройку в столицу.

Почему асфальт кладут зимой?

Можно ли класть асфальт в дождь

В любом городе можно наблюдать за тем, как дорожные работники кладут асфальт во время дождя или снегопада. Многие уверены в том, что это грубое нарушение всех норм. Но можно ли класть асфальт в дождь?

Можно ли класть асфальт в дождь и снег?

Чтобы разобраться в том, можно ли класть асфальт в дождь и снег, необходимо знать о способах его укладки. А их всего три:

  • горячий;
  • холодный;
  • литой.

Горячий способ актуален при строительстве новых дорог, ремонтных работах со снятием старого асфальта или небольших участков дорог в теплое время.

Метод подразумевает использование битумной смеси, которую требуется укатывать до полного охлаждения.

Особенность укладки заключается в соблюдении некоторых условий, температура воздуха на улице должна быть выше + 5 °C и нет осадков.

Холодный способ выбирают при так называемом ямочном ремонте. В этом случае в яму заливают готовую асфальтовую смесь, специальная техника здесь не требуется.

Осуществлять ремонтные работы можно и в мороз -20 °C. Холодный асфальт можно укладывать и в дождь, но яма должна быть хорошо высушена.

Для этого применяют инфракрасные обогреватели, авиационные двигатели и специальные реагенты.

Литой способ укладки асфальта можно применять в дождь (не ливень), в снег, мороз до -10 °C. Готовую смесь к месту ремонтных работ привозят в цистернах-термосах, температура в которых достигает около 200 °C.

Из-за этого асфальт по структуре напоминает жидкий клей. При контакте такого асфальта с влажной поверхностью, вся влага мгновенно испаряется. Способ довольно дорогостоящий, поэтому его применяют лишь в экстренных ситуациях.

Важно! Асфальт укладывать в дождь и снег можно, но с обязательным соблюдением определенных условий.

Особенности правильного укладывания асфальта

Процесс правильной укладки дорожного покрытия таков:

  • подготовка места проведения работ (расчистка);
  • участок подготовленный засыпают щебнем;
  • поверх щебня, для лучшего сцепления основания и асфальта, заливается эмульсионная смесь;
  • поверх эмульсии накладывается слой битума и сухой щебень;
  • получившиеся слои выравнивают катком.

Читать по теме: Кто отвечает за дороги в городе

Требования и рекомендации:

  1. Следует наносить битумную эмульсию на поверхность непосредственно перед укладкой полотна.
  2. Горячий способ может применяться исключительно при положительной температуре воздуха (не ниже +5 °C).
  3. Важно поддерживать определенную температуру смеси (не ниже + 100 °C).
  4. Исходя из назначения покрытия, будет определяться его толщина. После нанесения асфальта требуемой длины, он выравнивается и уплотняется.
  5. Уплотнять необходимо сразу после засыпки, для чего предназначена специальная техника.
  6. Отводится не менее суток для того, чтобы нанесенный слой застыл. Для холодного асфальта достаточно нескольких часов.

Главные причины плохого качества дорожного полотна

Важно! Несоблюдение нормативных требований СНиП и ГОСТ при проведении ремонтных работ приводит к плохому состоянию дорог.

Есть ряд основных причин разрушенного состояния дорог:

  • при проведении укладочных работ во время дождя в слои асфальта попадает вода, что приводит к появлению дыр;
  • экономия на эмульсионной смеси;
  • слой кладется ненадлежащего качества, из-за чего не происходит должного сцепления щебня со старым асфальтом;
  • замена щебня на колотый кирпич, что ведет к проседанию и обвалу дорожного покрытия;
  • использование асфальта несоответствующего качества и укладка недостаточной толщины провоцируют появление трещин и разрушений.

Нельзя исключать и факт человеческой халатности при проведении работ, несоблюдение технологий укладки в дождь и снег.

Допустимые нарушения

Иногда подрядчики нарушают технологию укладки дорожного полотна. Причина – постоянный процесс производства битума и условия договоров. Завод производит, подрядные организации предоставляют перевозное оборудование.

Качество и свойства покрытия со временем становятся хуже, поэтому его в кратчайшие сроки требуется выложить на основание. Погода часто бывает непредсказуемой, дорожным работникам часто приходится выполнять работу во время дождя.

Соблюдение прописанных сроков является еще одной причиной несоблюдения технологического процесса. В ином случае придется заплатить высокий штраф.

Читать по теме: Строительство высокоскоростных магистралей

Процесс может быть нарушен, если в дальнейшем работа будет переделана при нормальных условиях. Качество выполненной работы проверяется.

Важно! В остальных случаях для организаций предусмотрен штраф.

Современные требования

В СНиП прописаны требования, касающиеся температуры воздуха для проведения работ:

  • для укладки теплого асфальта от -10 °C и выше;
  • летом и весной работы проводятся при температуре от +5 °C и выше;
  • осенью от +10 и выше.

Работы рекомендовано проводить в сухую погоду. В СНиП есть пункт о запрете укладки дорожного покрытия в снег, дождь и метель. Согласно положению, невозможно осуществлять укладочные работы на сырое неподготовленное основание.

Работы могут проводиться при небольшом дожде. Для этого должны применяться холодные и литые смеси.

Если за окном минус

При отрицательной температуре асфальт ложится с использованием холодных смесей. Таковым является полимерный асфальт, полученный благодаря добавкам, за счет чего он пластичным и устойчивым к заморозкам. Придерживаясь технологий, применение состава требует добавления битумных сгустителей. Есть два вида используемых холодных смесей: мелкозернистая и песчаная, фракции – 5 мм и 10-15 мм.

При экстремальных погодных условиях очень важно получить прочное покрытие и такая технология позволяет достичь этого. Стоимость работ высока, но холодные модифицированные смеси все чаще применяются из-за возможности проводить работы в снег и дождь, а также температуре + 60 °C.

Читайте также  Где лучше хранить летние шины зимой?

Сфера применения технологии:

  • покрытия, расположенные рядом с рельсами;
  • точечный ремонт магистралей и трасс;
  • подъездных путей, покрытие автостоянок;
  • предупреждающие меры при дорожно-ремонтных работах;
  • формирование отмостки в других случаях.

Перед работой поверхность следует очистить от излишней влаги, снега и мусора. Дополнительно требуются механизмы контроля температуры.

Срок службы

В РФ с 2011 года действуют новые правила, по которым работы по восстановлению полотна должны проводиться один раз в три года. Ранее этот срок составлял семь лет. В паспорте дороги делаются записи о каждом отремонтированном километре. Ремонтные работы при дефектах возложены на дорожно-строительные организации, которые несут за это ответственность.

Читать по теме: Поребрик и бордюр: отличия

По нормам допускается износ дорожного покрытия на 5 % после ямочного ремонта. Зависит гарантийный срок от интенсивности движения транспорта, особенности эксплуатации.

На магистралях l и ll категории замена покрытия проходит одним большим полотном. Для этого перекрывают движении в одном направлении. Все работы должны осуществляться согласно документации СНИП и ГОСТ.

Имеющиеся нормы и правила не позволяют дорожным работникам выжидать хорошей погоды ни для ямочного ремонта, ни для укладки нового полотна.

Получается, что вполне разрешим вопрос о том, можно ли укладывать асфальт в дождь и снег. Работы должны проводиться достаточно быстро (разгрузка, распределение и уплотнение катком).

Единственное исключение: в дождливую погоду укладка верхнего слоя недопустима.

Укладка асфальта зимой: технология, преимущества и недостатки – Бетон Строй

Наверняка многие из нас видели, что дороги ремонтируют в любое время суток и при любых погодных условиях. Очень часто асфальт укладывается в проливной дождь, а ямы на дорогах ремонтируют с наступлением морозов. Конечно, мы возмущаемся: нашли, когда ремонтировать! Однако, как оказывается, мы не всегда правы.

На самом деле существует множество способов укладки и ремонта асфальтовых дорог.

Одни способы не допускают проведения строительных работ в дождь, другие не могут проводиться при отрицательных температурах, а третьи, как оказалось, как раз и предназначены для ремонта дорог в мороз и при любых климатических осадках. Речь идет о ремонте дорог таким современными материалами, как холодный асфальт и литой асфальтобетон

Данный вид материала для ремонта дорог пользуется огромной популярностью именно из-за возможности проведения работ в любую погоду. Кроме того, технология укладки холодного асфальта очень проста и состоит из нескольких этапов.

Преимущества и недостатки холодного асфальта

Как у любого продукта, у данных смесей есть как свои преимущества, так и недостатки перед другими способами ремонта дорог. Давайте начнем с плюсов данного материала.

  1. Может использоваться в любую погоду.
  2. Предназначен для проведения работ при отрицательных температурах.
  3. Легко укладывается.
  4. Не требует специальных навыков и использования специальной техники.
  5. Ремонт не требует высоких затрат.
  6. Движение по отремонтированному участку может осуществляться сразу по окончании ремонтных работ.

Основным недостатком холодного асфальта можно назвать его высокую стоимость по сравнению с горячим асфальтом. Однако так как холодный асфальт применяют для ямочного ремонта дорог, его использования оказывается экономически эффективнее.

Представьте, чтобы отремонтировать яму во дворе нужно: а) купить мешок холодного асфальта за 520 рублей, очистить яму обычным веником, засыпать смесь и проехать по ней несколько раз на машине; б) привезти бригаду рабочих, оконтурить яму с помощью спецтехники, доставить в специальном автомобиле горячую асфальтовую смесь, утрамбовать смесь виброплитой или обычным катком. Очевидно, что только доставка на место проведения работ спецтехники обойдется в несколько раз дороже. Еще одним недостатком можно назвать сроки стабилизации смеси. Несмотря на то, что движение по отремонтированному участку допускается сразу стоит отметить, что если движение слишком интенсивное (например, автомагистрали), вяжущее может «унестись» на колесах транспортных средств. Именно поэтому холодный асфальт используют для быстрого ремонта дорог 3 и 4 категории, а также для ремонта тротуаров и дворовых дорог.

Преимущества и недостатки литого асфальта

В соответствии с ГОСТ Р 54401-2011 «Асфальтобетон дорожный литой горячий.

Технические требования» смесь асфальтобетонная литая — «литьевая смесь, с минимальной остаточной пористостью, состоящая из зерновой минеральной части (щебня, песка и минерального порошка) и вязкого нефтяного битума (с полимерными или другими добавками, или без них) в качестве вяжущего вещества, укладка которой производится по литьевой технологии, без уплотнения, при температуре смеси не менее 190°С». Литой асфальтобетон в зависимости от температуры, а также величины и времени приложения нагрузки, проявляет себя как упруго-эластичный и вязко-пластичный материал. Отличие литых полимерасфальтобетонов в том, что они производятся с применением битумов, модифицированных добавками полимеров, полимерно-битумного вяжущего. (ВИКИПЕДИЯ)

Укладка асфальта зимой: «черные» будни российских строителей

Укладка асфальта зимой. Вспомним физику

Из школьного курса физики известно, что вода, замерзая, превращается в лед, который разрушает ту материю, в которой он пребывает. Так и с асфальтом. Во время дождя или снега в его толще образуется вода, которая при пониженных температурах замерзает и приводит к разрушению покрытия. Как следствие, образуются трещины, выбоины, а средства, затраченные на такой ремонт, идут насмарку.

Читайте:

С физикой спорить сложно, эти процессы действительно имеют место быть. И, согласитесь, многие отечественные автомобилисты и работники дорожно-коммунальных служб полны пессимизма, когда речь идет о перспективе укладки асфальта зимой. Напомним, что традиционно, следуя документу «Строительные нормы и правила» от 1985 года, укладка смесей производится при температуре не ниже 5 градусов (весенне-летний период) или не ниже 10 градусов (осенний период). Тем не менее, XXI век сулит нам множество разнообразных изобретений, методик и идей. В случае с укладкой асфальта зимой также появляются новые разработки. Например, начинает распространяться метод укладки холодных смесей с добавлением активированных минеральных материалов.

Когда ямы мелкие

Холодная смесь хранится до года, не твердея, доставляется на место работ в специальных контейнерах, а предварительные манипуляции с поврежденным асфальтом такие же, как при традиционной укладке летом: обработка поверхности, просушивание, удаление посторонних предметов из ямы. Данный метод применим только для ремонта мелких ям.

Говорить о температуре окружающего воздуха при укладке асфальта зимой следует исходя из состава смеси. В холодных смесях используются текучие и более эластичные битумы в сочетании с активированными минеральными материалами, которые с понижением температуры воздуха увеличивают свою вязкость. Некоторые производители обещают сделать укладку асфальта зимой беспроблемной даже в минус 25 градусов, а ездить по такому асфальту можно сразу же после его укладки, не дожидаясь высыхания, в отличие от методики укладки горячим асфальтом. Правда, к подобным обещаниям и новинкам дорожные и строительные организации зачастую продолжают относиться с опаской, поднимая вполне резонный вопрос: почему же раньше не использовалась такая смесь, которая позволяет, немного изменив состав битума, сделать укладку асфальта круглогодичной и быстрой? Данный вопрос пока остается без ответа, ведь используется такой асфальт преимущественно для небольших объемов работ. Может, подрядчики просто не рискуют закупать асфальт впрок, сомневаясь, во что им «выльется» такая асфальтовая смесь. Может, в дорогу, а, может быть, и в копеечку.

Читайте:

Если цена не важна

Литой асфальт — еще один вид покрытия, подходящий для укладки асфальта зимой. Смесь состоит из песка, щебня, минерального порошка и вязкого нефтяного битума, доля которого составляет 7,5-10%. Температура самой смеси должна быть около 200 градусов, а укладка производится литьевым методом, отсюда, собственно, и название. Асфальт заливают в яму, где он при охлаждении застывает, не требуя дополнительной утрамбовки. Смесь обладает хорошими адгезионными качествами, морозостойкостью, водонепроницаемостью, пластичностью, долговечностью. Только вот вся загвоздка в том, что укладка асфальта зимой этим методом требует немалых затрат. Во-первых, для перевозки смеси нужны особые машины (бойлеры или кохеры), которые перемешивают и подогревают смесь. Во-вторых, сама рецептура такой «заделки» дорогостояща. Поэтому ее примирение возможно на дорогах федерального и территориального назначения, а также, как и в ранее описанном методе, для быстрого решения имеющихся проблем.

Дорога ложка к обеду

Существуют нормы безопасности, в соответствии с которыми запрещено эксплуатировать дороги, на которых есть ямы. Это аксиома: есть яма — нет движению. Именно поэтому обязанность сотрудников ГИБДД — сообщать об опасном участке дороги незамедлительно, а дорожных служб — принять меры по устранению данного участка в течение суток с момента сообщения. И неважно, лето на дворе или зима — асфальт должен быть уложен, а безопасность обеспечена. Даже несмотря на то, что укладка асфальта зимой не является привычной, стандартной процедурой, иногда существует необходимость проведения ремонта и при минусовых температурах, а там, глядишь, скоро и лето. Вот только, может, стоит подавать ложку к обеду, делая акцент на качестве и сроках ремонта в теплое время, дабы в будущем не изобретать велосипед?

Можно ли класть асфальт в лужи, грязь или просто на снег? Инфографика

Можно ли класть асфальт в дождь и снег?

Чтобы разобраться в том, можно ли класть асфальт в дождь и снег, необходимо знать о способах его укладки. А их всего три:

  • горячий;
  • холодный;
  • литой.

Горячий способ

актуален при строительстве новых дорог, ремонтных работах со снятием старого асфальта или небольших участков дорог в теплое время. Метод подразумевает использование битумной смеси, которую требуется укатывать до полного охлаждения. Особенность укладки заключается в соблюдении некоторых условий, температура воздуха на улице должна быть выше + 5 °C и нет осадков.

Читайте также  Можно ли ставить машину на ручник зимой?

Холодный способ

выбирают при так называемом ямочном ремонте. В этом случае в яму заливают готовую асфальтовую смесь, специальная техника здесь не требуется. Осуществлять ремонтные работы можно и в мороз -20 °C. Холодный асфальт можно укладывать и в дождь, но яма должна быть хорошо высушена. Для этого применяют инфракрасные обогреватели, авиационные двигатели и специальные реагенты.

Литой способ

укладки асфальта можно применять в дождь (не ливень), в снег, мороз до -10 °C. Готовую смесь к месту ремонтных работ привозят в цистернах-термосах, температура в которых достигает около 200 °C. Из-за этого асфальт по структуре напоминает жидкий клей. При контакте такого асфальта с влажной поверхностью, вся влага мгновенно испаряется. Способ довольно дорогостоящий, поэтому его применяют лишь в экстренных ситуациях.

Асфальт укладывать в дождь и снег можно, но с обязательным соблюдением определенных условий.

При какой температуре можно укладывать асфальтовое покрытие?

Управление дорог города Якутска информирует о том, что согласно Методическим рекомендациям по устройству асфальтобетонного покрытия при неблагоприятных погодных условиях ОДМ 218.3.102-2017 г., изданным распоряжением Федерального дорожного агентства от 6 сентября 2021 г., запрещается проводить дорожные работы при осадках более 5 мм. В настоящее время в городе Якутске уровень осадков установился в диапазоне 0,1-2 мм.

Согласно рекомендациям Федерального дорожного агентства, при температуре окружающего воздуха в интервале от +5 до –10 градусов Цельсия перед укладкой асфальтобетонных смесей подрядчик обязан подготовить основание дорожного полотна. Подготовка включает в себя очистку от снега и льда, просушку основания компрессорами и дополнительный прогрев специализированной дорожной техникой – терморазогревателями. Такие терморазогреватели предназначены для разогрева конструктивных слоев дорожной одежды до плюсовой температуры в условиях пониженной температуры окружающего воздуха.

«Разрешается укладка асфальтобетонного покрытия при выпадении осадков, уровень которых не превышает 5 мм. До конца октября, по предварительным данным, у нас нет превышения данного показателя. Мы ежедневно проводим мониторинг уровня осадков и сверяемся с несколькими источниками перед укладкой асфальтобетонных смесей», — рассказал начальник отдела дорожного хозяйства Константин Попов.

Отметим, что в этом году в городе Якутске впервые при строительстве дорог применяются лабораторные исследования состава асфальта на соответствие нормативам с участием АО «ЯкутПНИИС».

«После завершения работ по укладке покрытия АО «ЯкутПНИИС» выезжает непосредственно на объект и производит отбор проб (кернов). В лаборатории проводятся испытания, после этого мы получаем заключение о качестве дорожного покрытия. С участков, на которых в данное время завершаются работы, также будет произведен забор кернов», — прокомментировал Константин Попов.

Подрядчиками капитального ремонта дорог Автодорожного, Губинского, Сайсарского округов выступает ООО «Сахатрасстрой». В Гагаринском и Строительном округах ремонтные работы проводят ПАО СУ — 5 Дорисс. В Промышленном округе завершением переходящих работ занимается ООО «Альянс-2005».

Подрядчиком капитального ремонта улиц микрорайона Марха является ООО «МонтажСервис». Строительство моста через речки Мархинка и Северный ведет ООО КСК «Мосты Севера». В селе Пригородный мост через речку Шестаковка строит СК «Илин».

До 31 октября 2021 года, в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в городе Якутске проводится ремонт дорог общей протяженностью 25,8 км.


Главные причины плохого качества дорожного полотна

Несоблюдение нормативных требований СНиП и ГОСТ при проведении ремонтных работ приводит к плохому состоянию дорог.

Есть ряд основных причин разрушенного состояния дорог:

  • при проведении укладочных работ во время дождя в слои асфальта попадает вода, что приводит к появлению дыр;
  • экономия на эмульсионной смеси;
  • слой кладется ненадлежащего качества, из-за чего не происходит должного сцепления щебня со старым асфальтом;
  • замена щебня на колотый кирпич, что ведет к проседанию и обвалу дорожного покрытия;
  • использование асфальта несоответствующего качества и укладка недостаточной толщины провоцируют появление трещин и разрушений.

Нельзя исключать и факт человеческой халатности при проведении работ, несоблюдение технологий укладки в дождь и снег.

Способ горячей укладки асфальтной смеси

Технология укладки горячего асфальта включает подготовку: планировку на местности, удаление растительности, рытье так называемого земляного корыта.

На следующем этапе насыпается подложка из песка и щебня толщиной не менее 5–15 сантиметров. Основание создает несущий слой, выдерживающий многотонные нагрузки, и выполняет функции дренажа при подъеме грунтовых вод. В зависимости от предполагаемой нагрузки укладывается 1–3 слоя асфальта, для лучшего сцепления между собой они промазываются битумом.

В соответствии с нормативами СНиП минимальная толщина асфальта не должна быть меньше 80 мм, что считается ориентиром при асфальтировании территорий.

Допустимые нарушения

Иногда подрядчики нарушают технологию укладки дорожного полотна. Причина – постоянный процесс производства битума и условия договоров. Завод производит, подрядные организации предоставляют перевозное оборудование.

Качество и свойства покрытия со временем становятся хуже, поэтому его в кратчайшие сроки требуется выложить на основание. Погода часто бывает непредсказуемой, дорожным работникам часто приходится выполнять работу во время дождя.

Соблюдение прописанных сроков является еще одной причиной несоблюдения технологического процесса. В ином случае придется заплатить высокий штраф.

Процесс может быть нарушен, если в дальнейшем работа будет переделана при нормальных условиях. Качество выполненной работы проверяется.

В остальных случаях для организаций предусмотрен штраф.

Сколько укладывать асфальт холодным способом

Холодное асфальтирование характеризуется простотой и универсальностью. Обычно, дорогу можно использовать сразу после асфальтирования. При этом полотно сохраняет высокую прочность и устойчивость к механическим повреждениям.

Само асфальтирование занимает также немного времени. На объект привозится уже готовая смесь, которую не нужно подогревать или смешивать. Перед привозом смесь держат в прохладном месте два дня. Через двое суток смесь приобретает необходимые эластичные свойства и готова к использованию. На участке рабочие рыхлят смесь и приступают к асфальтированию. Асфальтируемый участок немного нагревают газовой горелкой.

Этапы асфальтоукладки холодным способом:

  1. подготовка территории: очистка от мусора, нанесение разметки, нарезка швов болгаркой, удаление износившихся элементов дорожного покрытия, подготовка занимает не больше 2-3 часов, время зависит от степени повреждения дорожного полотна;
  2. асфальтирование: на поверхность наносится битум, который равномерно распределяется, битум наносится в несколько слоев, каждый слой не больше 5 см, каждый слой тщательно трамбуется;
  3. нанесение цементного или песчано-цементного состава: завершающий этап, направленный на защиту дороги от повышенной влажности.

Скорость укладки асфальта зависит от площади территории и способа трамбовки смеси. Скорость укладки асфальта укладчиком намного выше, чем трамбовка ручным инструментом. От качества трамбовки зависит срок службы дорожного полотна. Трамбовку проводят не меньше 10 раз.

После укладки холодным способом полотно будет выступать над поверхностью на 2-3 см. Это обязательное условие, которое связано с усадкой материала. Такая мера обязательна для автомобильных дорог, на пешеходных зонах поверхность может быть ровной.

Если в асфальтовую смесь добавляют пластификаторы или модификаторы, требуется время на застывание. Сколько застывает асфальт после укладки, зависит от типа добавок. В среднем, на сушку уходит порядка 6 часов. Если в смесь не добавлены пластификаторы или другие компоненты, дорога сразу пригодна к использованию.

Современные требования

В СНиП прописаны требования, касающиеся температуры воздуха для проведения работ:

  • для укладки теплого асфальта от -10 °C и выше;
  • летом и весной работы проводятся при температуре от +5 °C и выше;
  • осенью от +10 и выше.

Работы рекомендовано проводить в сухую погоду. В СНиП есть пункт о запрете укладки дорожного покрытия в снег, дождь и метель. Согласно положению, невозможно осуществлять укладочные работы на сырое неподготовленное основание.

Работы могут проводиться при небольшом дожде. Для этого должны применяться холодные и литые смеси.

Если за окном минус

При отрицательной температуре асфальт ложится с использованием холодных смесей. Таковым является полимерный асфальт, полученный благодаря добавкам, за счет чего он пластичным и устойчивым к заморозкам. Придерживаясь технологий, применение состава требует добавления битумных сгустителей. Есть два вида используемых холодных смесей: мелкозернистая и песчаная, фракции – 5 мм и 10-15 мм.

При экстремальных погодных условиях очень важно получить прочное покрытие и такая технология позволяет достичь этого. Стоимость работ высока, но холодные модифицированные смеси все чаще применяются из-за возможности проводить работы в снег и дождь, а также температуре + 60 °C.

Сфера применения технологии:

  • покрытия, расположенные рядом с рельсами;
  • точечный ремонт магистралей и трасс;
  • подъездных путей, покрытие автостоянок;
  • предупреждающие меры при дорожно-ремонтных работах;
  • формирование отмостки в других случаях.

Перед работой поверхность следует очистить от излишней влаги, снега и мусора. Дополнительно требуются механизмы контроля температуры.

Этапы укладки асфальта

1. Разрабатывается проектно-сметная документация

Проект должен быть разработан с учетом особенностей участка, который имеет свои индивидуальные характеристики (вид рельефа, параметры, структура почвы). После расчетов специалиста составляется смета, в которой учитываются:

Расположение подземных коммуникаций тоже включается в расчет. Это нужно для правильного расчета дренажной системы, что в дальнейшем позволит избежать проблем с отводом сточных вод.

Должное внимание следует уделить корневой системе больших деревьев, так как со временем корни могут разрастаться и серьезно повредить дорожное полотно.

Земляные работы

Начинаются подготовительные работы. В первую очередь снимается верхний слой грунта. Если задача – снять большой слой, требуется использование специализированной техники – бульдозеров и погрузчиков. Разравнивается территория при помощи грейдеров. Впоследствии формируется дорожное “корыто”, которое предстоит дальнейшему уплотнению.