Как работает овердрайв на АКПП?

Всё о режиме Overdrive на АКПП

Появление автоматической трансмиссии стало огромным шагом вперёд в деле повышения комфорта вождения. Но первые прототипы таких коробок были несовершенными, поэтому конструкторы постоянно работают над улучшением их рабочих характеристик, одновременно заботясь о снижении расхода горючего.

В настоящее время наиболее востребованной является четырёхступенчатая автоматическая коробка, поскольку она имеет ограниченное количество режимов работы, существенно упрощающей для новичков овладение навыками обращение с этим агрегатом.

Впрочем, наличие дополнительных к базовым режимов не является чем-то исключительным – практически все простые АКПП оснащаются нестандартными режимами, используемыми в соответствующих ситуациях. Режим Овердрайв трудно назвать стандартным, но он не относится и к экзотическим, поскольку присутствует на очень многих коробках.

Рассмотрим, для чего он нужен и в каких случаях используется.

Функции Овердрайва

Чтобы разобраться, что означает режим Овердрайв, необходимо уяснить, какие задачи ставили конструкторы при его создании. Не секрет, что коробка-автомат имеет гораздо более сложную конструкцию, чем её механический собрат. Поэтому в целом надёжность такой трансмиссии изначально ниже, даже чисто теоретически. А значит, перед разработчиками стоит важная задача снижения эксплуатационных нагрузок на этот агрегат. Одним из способов решить эту задачу является добавление щадящих режимов работы, позволяющих увеличить общий ресурс и трансмиссии, и силового агрегата. Режим Overdrive как раз и является таким средством.

Его основное предназначение – выбор наиболее оптимального режима передвижения с учётом текущей скорости ТС и величины крутящего момента коленвала. Задействование режима позволяет существенно уменьшить нагрузку на механические узлы трансмиссии, что теоретически должно также уменьшить расход горючего.

Типичная коробка-автомат оснащается четырьмя ступенями, при этом третья скорость считается прямой, поскольку её передаточное число равно единице. В механической коробке её аналогом можно назвать четвертую передачу.

Если в АКПП присутствует режим Овердрайв, то имеется и четвёртая скорость, обозначаемая символами O/D. В МКПП её аналогом является пятая передача с передаточным числом, меньшим единицы. Это означает, что данная передача является повышающей, то есть выходной вал трансмиссии вращается со скоростью, превышающей обороты коленвала.

На автомобилях, оснащённых механической КПП, оптимальный режим включения повышающей передачи – достижение скоростей порядка 80-90-100 км/час. При этом достигается экономия топлива за счёт увеличения выходного крутящего момента. В коробке-автомате водитель практически не влияет на процесс переключения передач, поэтому и появилась кнопка O/D, позволяющая использовать режим перехода на повышенную передачу.

Сама кнопка имеет два варианта месторасположения:

  • непосредственно на селекторе;
  • отдельно на панели или рулевой колонке (встречается достаточно редко).

При включённом режиме АКПП будет переключаться на 4-ю передачу при достижении автомобилем высоких скоростей, или при незначительном нажатии водителем педали акселератора. Как только повышенная передача включится, произойдёт блокировка гидротрансформатора.

Но поскольку коробка-автомат эксплуатируется в совершенно иных режимах, чем механика, в действительности переключение на четвёртую происходит на гораздо меньших скоростях, порядка 50 км/час.

В этой связи у многих автовладельцев возникает вопрос, насколько целесообразным будет использование кнопки Овердрайв на АКПП при езде преимущественно в городских условиях. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Когда следует выключать Овердрайв

Поскольку водитель имеет возможность включать/выключать данный режим по собственному усмотрению, используя кнопку O/D on (включено)/off (выключено), расположенную обычно на рычаге селектора, ему нужно знать, как работает Овердрайв, когда от этого режима будет польза, а когда его использование бесполезно.

Отметим, что включать Overdrive всегда нужно только кнопкой, а вот выключение может происходить и в автоматическом режиме, если резко придавить педаль акселератора до упора. Такое действие включит режим Kick Down, заставляющий коробку-автомат перейти на более низкую передачу. В данном режиме Овердрайв будет заблокирован.

Многие водители испытывают затруднение с определением того, включен ли в данный момент Overdrive или он сейчас не используется, поскольку на рычаг селектора ориентироваться не имеет смысла. Но зато вполне можно узнать об этом по индикации на панели приборов. Так, надпись «O/D off» свидетельствует о том, что трансмиссия независимо от скоростного режима автомобиля использовать повышающую передачу не намерена.

Повторное нажатие кнопки отменит запрет на режим, при этом на дисплее загорится надпись «O/D on», а АКПП включит 4-ю передачу, как только для этого будут созданы подходящие условия (при достижении скорости в 50-55 км/час водитель немного сбавит обороты).

Рассмотрим, как правильно пользоваться кнопкой Овердрайв. Выключение данного режима рекомендовано в следующих ситуациях:

  • если вы, двигаясь на высокой скорости, нуждаетесь в совершении обгона с резким ускорением. В данном случае целесообразно использовать режим Kick Down;
  • при движении транспортного средства по бездорожью;
  • если автомобиль имеет прицеп или буксирует другое транспортное средство;
  • если машина спускается под гору и требуется применение приёма торможения двигателем;
  • во время затяжного подъёма;
  • если дорожные условия требуют езды со скоростью менее 55-60 км/час;
  • в случаях, когда режим движения требует частого или постоянного изменения скорости.

Overdrive в городе

Следует ли задействовать повышенную передачу при поездках в пределах города? Мнения специалистов здесь разделились, причём аргументация обеих сторон звучит вполне убедительно и обоснованно, так что решение придётся принимать самостоятельно.

Сторонники выключения данного режима объясняют свою позицию так: дорожные условия в современных городах таковы, что двигаться с равномерной и относительно высокой скоростью сколь-нибудь продолжительное время невозможно. Этому препятствует плотный трафик и наличие регулируемых светофоров, сильно влияющих на скоростной режим на определённых участках дороги. А значит, коробке приходится постоянно переключаться, и при включенном режиме это приведёт к частым блокировкам гидротрансформатора. А это – ускоренный износ этого узла и повышение расхода горючего, возникающее на ровном месте.

Адепты использования Overdrive считают, что последний аргумент их противников несостоятелен. Дело в том, что, независимо от включения или выключения кнопки O/D, автоматической трансмиссии всё равно придётся использовать частые переключения передач. А в этом случае расход горючего по любому вырастет по сравнению с движением по автостраде, независимо от времени года и предпочтительного стиля вождения автовладельца. Поэтому даже кратковременное включение повышенной передачи будет способствовать экономии топлива.

Как работает АКПП при включенной 4-й передаче

Если на дисплее горит надпись, свидетельствующая о включённом Овердрайве, автомобиль при разгоне будет последовательно переключаться с первой по четвёртую ступень. Но как только будет достигнута повышающая передача, гидротрансформатор окажется заблокированным. Этот момент хорошо ощутим благодаря лёгкому толчку – именно по нему большинство водителей определяет момент перехода машины на повышающую передачу.

Строго говоря, это не совсем правильное суждение, поскольку причина толчка – не переход в Овердрайв, однако на большой скорости блокировка гидротрансформатора может быть вызвана именно этой причиной. Разблокировка ГТ происходит при торможении автомобиля, вместе с переходом АКПП на низшие передачи.

Автопроизводители рекомендуют использовать в следующих ситуациях:

  • при движении по незагруженной автомагистрали;
  • если машине предстоит длительное время двигаться со стабильной скоростью;
  • если предполагается переход на высокоскоростной режим движения.

Режим Overdrive и расход топлива

Во время ознакомления с принципом работы Овердрайва мы утверждали, что его использование позволяет экономить горючее. Как показывает практика, данный эффект носит скорее демонстративный характер, свидетельствуя о том, что топлива расходуется действительно меньше.

То есть водитель при грамотном использовании режима, предполагающим своевременное его включение/выключение, может немного сэкономить, но рассчитывать на солидное уменьшение не стоит. Так что любые мифы о влиянии Овердрайва на расходование горючего следует воспринимать с немалой толикой скептицизма. Экономия есть, но незначительная.

Читайте также  Как правильно прогревать АКПП зимой?

Достоинства и недостатки режима Overdrive

Хотя повышающая передача в автоматических трансмиссиях появилась относительно давно, страсти по этому поводу бушуют по сей день. Одни считают это полезным приобретением, другие – против использования Овердрайва. Попробуем разложить всё по полочкам, и начнём с перечисления преимуществ наличия данного режима:

  • режим задействования повышающей передачи позволяет достигать более плавного функционирования силового агрегата на низких оборотах;
  • при длительном движении в скоростном диапазоне 60-100 км/час можно сэкономить немалое количество бензина;
  • автоматическая трансмиссия, а вместе с ней и двигатель, изнашиваются в меньшей степени;
  • при длительных поездках режим Овердрайв обеспечивает повышенный комфорт для водителя.

Но есть и немало минусов:

  • большое количество моделей АКПП не имеет кнопки отключения O/D, поэтому повышающая передача будет включаться всегда, даже когда движение с высокой скоростью длится недолго;
  • если автомобиль эксплуатируется преимущественно в черте крупного населённого пункта, Овердрайв будет практически бесполезной опцией;
  • частое включение/выключение 4-й ступени АКПП приводит к увеличению числа отключений гидротрансформатора, что трудно назвать положительным моментом;
  • включённый режим Overdrive усложняет управление машиной в сложных дорожных условиях (например, в гололёд) – торможение двигателем становится крайне затруднительным.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что применение ОД не всегда является благом. К счастью, этот режим трансмиссии не является штатным, поэтому водитель сам решает, когда его использовать, а когда – нет. В любом случае его отсутствие уменьшает функциональность автоматической коробки.

Но и без него, если быть до конца честным, вы потеряете совсем немного.

Аналог Овердрайва

Водителям с минимальным стажем использовать Овердрайв не следует – их опыта явно недостаточно для того, чтобы понять, в каких случаях следует нажать на кнопку, а когда этого делать не нужно. Для новичков любая дорожная обстановка является сложной, поэтому решения нужно принимать быстро, любая задержка чревата неприятностями. В том числе и связанная с включением режима ОД. Так что следует больше полагаться на автоматику, управляемую бортовым компьютером, чем на свои небольшие навыки.

То же самое касается и режима Kick Down, являющегося своеобразным антагонистом Овердрайва. Хотя как раз новичкам свойственно полагать, что это родственные режимы. На самом деле аналогов у этого режима нет, а пользоваться им нужно умеючи.

Что такое овердрайв на коробке автомат

Если хотите правильно и грамотно использовать свой автомобиль, то Вам стоит знать обо всех его возможностях. Одной из таких возможностей является функция овердрайва. Многие автовладельцы наверняка слышали о ней ранее, но мало кто из них знает, что она собой представляет и зачем нужна на практике. Давайте попробуем разобраться.

Что такое овердрайв

Чтобы разобраться с тем, что такое овердрайв необходимо уяснить для себя принцип работы автоматической коробки передач с этой функцией. Поскольку в стандартном режиме работы у таких АКПП количество передач ограничено тремя ступенями, а овердрайв как раз и используется для активации более высокой, 4-й передачи.

Фактически, овердрайв (overdrive) — это просто самая высокая передача автоматической коробки переключения передач, которая в обычном режиме, находиться в заблокированном состоянии. Если проводить аналогии с механикой, то в 5-ти ступенчатой МКПП это будет 5-я передача, на которую переключается водитель при достижении автомобилем скорости свыше 80 км/ч.

Для чего нужен овердрайв

Значок O/D off на прибоной панели. Информирует о том, что режим овердрайв выключен.

Исходя из опыта автовладельцев, многие из них предпочитают использовать овердрайв как в условиях густонаселенного города, когда двигатель работает в рваном темпе то замедляясь, то вновь ускоряясь, так и на трассах с разрешенной максимальной скоростью движения до 120 км/ч.

Часть водителей, впрочем, придерживаются различных мнений относительно полезности для автомобиля режима овердрайв. Кто-то считает, что его включение позволяет экономить топливо и уменьшает степень износа поршневых колец двигателя. Для некоторых весомым аргументом “за” является само добавление инженерами автомобильных компаний этой функций в автомобиль.

Но есть и противоположные мнения, который говорят, что на личном опыте проверяли расход горючего с включенным режимом овердрайва и без него, и не заметили существенной разницы. Что касается меньшего расхода ресурса двигателя, то здесь нельзя говорить о бережливости, так как при периодических замедлениях и ускорениях нагрузка на мотор лишь возрастает. Кроме того, в режиме овердрайва при движении по городу намного активнее начинает работать коробка передач, что также влияет на срок ее эксплуатации.

В большинстве случаев, подходящими ситуациями, для использования функции овердрайва являются:

  • Движение по высокоскоростной трассе (когда использование 4-й передачи оправдано установленным скоростным режимом);
  • Обгон не скоростях до 100 км/ч (значение зависит от мощности вашего двигателя);
  • Равномерное движение в городской среде (при отсутствии пробок и заторов).

Читайте также: Что такое кикдаун на машине с автоматической коробкой передач.

Как пользоваться овердрайвом

Расположение кнопки включения режима овердрайв.

Кнопка включения режима овердрайв чаще всего расположена на рукоятке АКПП. В неактивном режиме на приборной панели может загораться значок O/D off, что приводит некоторых водителей в замешательство. Итак, для активации режима овердрайв Вам достаточно лишь нажать на кнопку, после этого все действия возьмет на себя автоматика. Не всегда целесообразно применять эту функцию если:

  • Вы едете в гору или находитесь на спуске. И в том и в другом случае использовать овердрайв не только излишне, но и опасно;
  • Вы буксируете другой автомобиль или передвигаетесь с прицепом;
  • Вы двигаетесь по не асфальтированной дороге.

Стоит помнить, что овердрайв должен активироваться водителем каждый раз, когда в нем есть необходимость. Поэтому если заглушить двигатель, то овердрайв по умолчанию переходит в режим “выключено”.

Не смотря на то, что функция не новая, автолюбители до сих пор спорят о ее полезности. Поэтому однозначно говорить о пользе или вреде использования повышенной передачи нельзя. Особенно напряженные дискуссии разгораются о разумности включения режима овердрайва в городе. Пожалуй, только на трассе при равномерном движении и скоростях около 100 км/ч использование овердрайва не вызывает вопросов. Здесь он показывает наиболее эффективные результаты и можно действительно говорить о некоторой экономии горючего. В остальных же ситуациях включение этого режима остается на усмотрение водителя и, как показывает практика, у любого решения находится как немало сторонников, так и противников.

Читайте также: Что такое лаунч контроль на АКПП и как его использовать.

Режим овердрайв на АКПП: что это, назначение, принцип работы

В данной статье речь пойдет об использовании режима овердрайв на АКПП. Выясняются особенности, при которых использование режима будет играть положительную роль. Также рассматриваются случаи, когда такой режим лучше не включать или не стоит выключать. Указывается ряд условий, при которых использование овердрайва будет не эффективным.

  1. Назначение овердрайва на АКПП
  2. Правила работы овердрайва на автоматической коробке передач
  3. Практическое использование режима O/D в АКПП

Назначение овердрайва на АКПП

При рассмотрении конструкции АКПП, имеющей четыре скорости, нужно иметь ввиду, что третья характеризуется как прямая, или, иначе говоря, имеющая передаточное число — один, что делает ее похожей на четвертую передачу МКПП. 4-ая передача в АКПП носит название овердрайва или O/D.

Если проводить сравнение с механической КПП, то это пятая передача, передаточное число которой меньше ежиницы. Включение более высокой передачи в МКПП осуществляется в том случае, когда передвижение осуществляется при скорости не меньше 90 км/ч. При таком режиме передвижения происходит значительное уменьшение использования топлива. В ситуации с АКПП овердрайв – это возможность, которая предоставляет автовладельцу переход от одной передачи к другой.

Режим овердрайв начинает и прекращает действие при помощи специальной кнопки, которая находится на специальном электромеханическом приборе, который называется селектор или где-либо отдельно. Если дополнительное оборудование АКПП не задействовано, то при развитии больших скоростей, коробка сможет автоматически переходить на более высокую скорость. Такой же переход можно будет совершить, если водитель будет слегка давить на педаль газа. После того, как происходит активация четвертой скорости, автоматически блокируется гидротрансформатор.

Читайте также  КПП s tronic что это такое?

При практическом использовании автомобиля переход на четвертую скорость может произойти уже при наборе скорости в 45 или 50 км/ч. В этом случае количество используемого топлива уменьшается, и мотор не работает на высоких оборотах. Большую часть водителей волнует проблема, как поступать, если автомобиль эксплуатируется в городских условиях.

Правила работы овердрайва на автоматической коробке передач

Анализируя все положительные и отрицательные возможности использования овердрайва на АКПП, необходимо понять, как работает овердрайв:

  1. При активизации режима овердрайва заранее четвертая передача начинает функционировать раньше и уменьшается расход топлива.
  2. Производители большинства автомобилей указывают, как пользоваться овердрайвом, и предлагают отключать этот режим в сложных условиях. Передвижение в городе относится к таким тяжелым условиям, так как приходится постоянно разгоняться, останавливаться, обгонять и перестраиваться.
  3. При использовании режима OD АКПП чаще переключается на четвертую скорость, что значительно ускоряет износ деталей. Также нельзя забывать, что при активированном овердрайве снижается возможность использования торможения двигателем. Стоит отметить, что при поездках на трассе, когда машина двигается в одном скоростном режиме, овердрайв включать заранее вполне разумно. Это приведет к значительной экономии топлива.

В случае отключения овердрайва возникают следующие последствия:

  1. Невозможность перейти на скорость выше третьей.
  2. Переход на скорость выше третьей возможно только после достижения значительных оборотов двигателя и смены скоростного режима на более быстрый.
  3. Выключить O/D можно только при движении со скоростью более 100 км/ч.

Отключить O/D на некоторое время позволяет кик-даун, т.е. нажатие автовладельцем резко и сильно на педаль газа. Следует отметить, что в некоторых случаях нужно отключать режим овердрайв: при наличии прицепа, при передвижении по снегу, льду, грязи и т.д. Касательно вопроса работы режима овердрайва в городских условиях, то на АКПП его практичнее отключить при помощи кнопки, расположенной отдельно или на селекторе. После проведенного действия по отключению на рабочей панели появляется запись «O/D off» и возможность перехода на четвертую скорость отключается.

Практическое использование режима O/D в АКПП

Отвечая на вопрос о том, как включить овердрайв для работы в городских условиях, лучше всего рассмотреть пример практического использования данного режима. Предположим, что автомобиль совершает движение среди транспортных средств со скоростным режимом от 30 до 70 км/ч. Во время движения скорость не остается неизменной. В этом случае АКПП переключается на любую передачу. После набора скорости до 40-50 км/ч, гидротрансформатор может быть заблокирован, только если водитель несильно нажмет на педаль газа.

Если автомобиль развил скорость в 60 км/ч, активировалась четвертая передача, но обороты двигателя остались неизменны. Когда необходимо сразу повысить скорость, нажав на педаль газа, ускорение быстро не произойдет, так как не хватает мощности. В этом случае, водитель может интенсивно давить на педаль газа до того момента, пока начнет действовать кик-даун, снизится скорость и потом уже возможен разгон. Такая процедура может повторяться неоднократно.

Все это снизит комфорт при передвижении и будет способствовать износу элементов АКПП. Если выключение овердрайва происходит под нагрузкой, то максимальная передача при движении автомобиля будет третьей, но реакция будет проявляться только при нажатии на педаль газа.

Стоит отметить, что обороты двигателя станут повышаться и без перехода вниз, что вполне достаточно для совершения разгона. Также не нужно думать, что отключение четвертой скорости увеличит потребление топлива. Наоборот, при вынужденном использовании режима кик-даун, если активирован овердрайв, при передвижении в городских условиях расход топлива увеличивается. Режим овердрайв требует учета условий, при которых передвигается автомобиль. Лучше всего, если овердрайв будет отключен при:

  1. Передвижении на малых скоростях.
  2. Затяжном спуске или подъеме.
  3. Непостоянном скоростном режиме.
  4. Движении автомобиля при скорости не выше 50 км/ч.
  5. Буксировке или наличии прицепа.
  6. Затяжном обгоне на невысокой скорости.

Выключение режима овердрайв при обгонах на небольшой скорости может привести к внезапному увеличению оборотов двигателя вплоть до самых высоких. Производить отключение и включение овердрайва нужно специальной кнопкой. Это может быть опасно, так как водитель автоматически отвлекается от дороги, особенно при большой скорости и обгоне.

Поэтому при движении по трассе лучше воспользоваться режимом кик-даун, а не овердрайв. Исключением в случае с обгоном может стать передвижение в спокойном режиме и обгон. Для этого случая овердрайв необходимо выключить заранее и только потом совершать обгон. Если возникает необходимость, то активизируется режим кик-дайн, но только при отключенном овердрайве.

Таким образом, вне зависимости от того, какой тип коробки переключения передач установлен в автомобиле и каковы режимы его работы, важно уметь вовремя предвидеть ситуацию, учесть условия, в которых совершается движение, характерные признаки работы АКПП на том или ином виде автомобиля. И только просчитав все и убедившись в безопасности маневра, можно включать или отключать овердрайв.

Что такое функция овердрайв на АКПП?

Система трансмиссии представляет связующий узел транспортного средства. Выбор в пользу автоматических вариантов обуславливается тем, что данная КПП удобнее в эксплуатации, благодаря наличию специальных режимов, позволяющих изменять скорости, машина становится легка в управлении.

Для чего нужен овердрайв на АКПП?

Автотранспорт, комплектующийся АКПП, где имеется 4-е скоростных режима имеет 3-ю прямую с передаточным числом 1.

Что касается 4-ой, то ее называют овердрайв или O/D. Ее передаточное число меньше 1 (повышающая передача).

Что такое овердрайв? Овердрайв АКПП – это дополнительный режим. Его активизация целесообразна, если происходит передвижение по автомагистрали с высокой скоростью, когда выдается максимальная мощность. Также, представляется возможным сэкономить на трате горючего во время езды. Включить O/D позволяет специальная кнопка. Как правило, она присутствует на селекторе «автомата».

Овердрайв на АКПП позволяет улучшить характеристики движения транспортного средства, рационально распределять возникающие нагрузки. Если данный режим отключен, смена передач происходит сложнее при высоких оборотах силового агрегата.

Особенность функционирования АКПП (4 ст.)

Коробка передач «автомат» позволяет изменять передаточное отношение вместе со скоростью движения транспортного средства без вмешательства водителя. Рычаг выбора диапазона имеет буквенное и цифровое обозначение. Данный вид трансмиссии имеет большой эксплуатационный ресурс. Также, она позволяет эффективно совершать замедление хода, сдерживать автотранспорт на подъеме или спуске.

При активизации O/D, АКПП последовательно переключается с 1-ой до 4-ой передачи. Режим овердрайв блокирует 4-ую передачу, машина движется только на 3-ей. При этом отмечается быстрый разгон. Overdrive можно считать аналогом 5-й передачи стандартной «механики». При его отключении на панели приборов загорится надпись O/D off.

На низкую передачу переключиться возможно, если включить режим АКПП Kick Down. Он активизируется при нажатии педали газа до упора.

Переключение на 4-ю происходит во время езды, когда скорость начинает превышать 45км/ч. При включенном овердрайве, когда происходит разгон, КПП будет последовательно переключаться с первой по четвертую передачу, после чего активизируется блокировка гидротрансформатора. Как правило, по городу не представляется возможным совершать передвижение с постоянной скоростью. Это связано с тем, что приходится часто совершать остановки на светофоре.

Читайте также  Что такое гидротрансформатор в АКПП?

Целесообразность использования овердрайва

АКПП позволяет добиться улучшенных эксплуатационных показателей машины. Все благодаря присутствующим передачам, которые обеспечивают оптимальную работу силовой установке. С коробкой «автомат», легче происходит движение (старт) на подъеме. Если необходимо обеспечить экономичную и комфортную поездку по трассе, следует перейти на повышенную передачу.

Преимущества режима овердрайв на коробке автомат:

  • максимальная топливная экономичность;
  • комфортное передвижение на дальние расстояния.

Однако частое переключение на 4 передачу, приведет к быстрому износу механизмов КПП. При эксплуатации автотранспорта по городу рекомендуется выключить O/D путем нажатия специальной кнопки, расположенной на рычаге коробки. Также, режим не следует активизировать на затяжных спусках или подъемах.

Выключать режим O/D рекомендуется в следующих случаях:

  • происходит быстрый набор скорости на трассе перед совершением маневра;
  • происходит буксировка прицепа;
  • езда по бездорожью, во время гололедицы.

Таким образом, на селекторе АКПП отмечены режимы работы трансмиссии, они обозначаются определенными символами. Порядок их расположения строго регламентирован. Режим O/D позволяет осуществлять переключение на повышенную передачу на высоких скоростях.

Причина поломки овердрайва

Неправильная эксплуатация АКПП приводит к ее преждевременной поломке. Учитывая это, данную коробку периодически следует диагностировать, своевременно менять трансмиссионное масло. В дополнении, нужно учитывать дорожные условия, когда происходит передвижение.

Важно! Постоянная езда на больших оборотах отрицательно сказывается на деталях силового агрегата, может отмечаться его ухудшенное охлаждение. Кроме того, частое совершение переключений скоростей, а также блокировок гидротрансформатора приводят к возрастанию расхода горючего.

В зависимости от условий эксплуатации транспортного средства с АКПП, изменяется тяговое усилие, скорость. В целях профилактики, овердрайв рекомендуется отключать, если при езде (во время обгона) на шоссе скорость более 100 км/ч. Машина не может долго двигаться на повышающей передаче.

Выйти из строя кнопка может в результате ее естественного износа, плохого контакта на разъеме. Во втором случае нужно осуществить разбор ручки переключения скоростей, далее приступить к устранению возникшей неполадки. Также, проблема может крыться в неисправности «автомата». Среди признаков, указывающих на наличие неполадки КПП, следует отметить появление дерганья, рывков, скрежета.

Во время проведения диагностики АКПП осуществляется не только обследование составляющих частей данного агрегата, но и проверяется работа трансмиссии в разных режимах. Благодаря этому представляется возможным точно определить характер поломки, применить нужный способ ее устранения.

Езда по горной местности за рулем машины с АКПП должна быть аккуратной. Бережное отношение к АКПП обеспечит длительный срок ее эксплуатации.

Кнопка Овердрайв на АКПП — что это такое?

Многие водители, пересев с механики на «автомат», не могут сразу разобраться, для чего нужна кнопка Овердрайв на АКПП и стоит ли ее вообще нажимать.

Данная статья поможет вам разобраться с принципом работы этого режима, подскажет, в каких случаях и чем кнопка может быть полезна водителю, а в каких овердрайв приведет лишь к быстрому износу комплектующих АКПП. Итак, обо всем по порядку.

На классических автоматических коробках переключения передач в большинстве случаев используется 3-4-ступенчатая система изменения передаточного числа.

При этом вторая или третья ступень является прямой, т.е. ее передаточное число равно единице. Третья-четвертая передача классического «автомата» имеет передаточное число меньше единицы и называется овердрайвом (Overdrive, O/D).

Напомним режимы АКПП:

  • «P» (Parking) Парковочный режим;
  • «N» (Neutral). Нейтралка;
  • «R» (Reverse). Задняя передача;
  • «D» (Drive). Движение вперед;
  • «D3» или «O/D OFF» — только I, II и III передачи;
  • «2» или «S» — I, II передачи, либо только II-я п. «Зимний режим»;
  • «1» или «L» только I передача «Sport» или «Power» переключение только на высоких оборотах;
  • «Kickdown» до упора педаль газа;
  • «NORM» — Эконом. Перекл. на средних оборотах;
  • «PWR» на максим. оборотах;
  • «SNOW» — трогаться со II –й передачи;
  • «Ручной режим» «+» «-».

Овердрайв — повышающая ступень, то есть при включенном режиме O/D вторичный вал вращается быстрее первичного.

Обычно автоматическая коробка переходит на овердрайв на скорости более 50 километров в час, как только водитель ослабит нажатие на педаль газа. Принято считать, что 4-5-ая скорость экономит топливо и бережет двигатель от преждевременного износа.

При выключенном режиме O/D коробка не переключится на повышающую ступень ни при каких обстоятельствах. Включать или деактивировать режим «overdrive» водитель может принудительно, для этого на самом рычаге селектора АКПП или рядом с ним имеется соответствующая кнопка с обозначением «O/D on/off».

Узнать о том, что режим overdrive в данный момент деактивирован помогает световая индикация — на приборной панели загорается желтая надпись O/D off (включенный overdrive световой индикации не имеет). По логике вещей, это означает, что по умолчанию овердрайв должен быть включен.

Как пользоваться кнопкой Овердрайв?

Режим овердрайв рекомендуется использовать при размеренной езде, когда двигатель не испытывает серьезных нагрузок.

Переводить кнопку овердрайв в положение «O/D off » рекомендуется при следующих маневрах и обстоятельствах:

  1. Во время обгона на высокой скорости, когда требуется большое и резкое ускорение. Сразу после выполнения маневра обгона, производители АКПП рекомендуют снова вернуться к режиму овердрайва;
  2. При езде по бездорожью/снегу на малой скорости;
  3. Во время буксировки другого автомобиля или во время движения с тяжелым прицепом;
  4. На затяжном подъеме;
  5. При движении со скоростью до 60 километров в час;
  6. При езде в сложной дорожной обстановке, требующей постоянного снижения/набора скорости.

Стоит ли деактивировать режим overdrive в городе?

На этот спорный вопрос есть два диаметрально противоположных убеждения, причем у каждого их приверженца есть свои аргументы.

Первые считают, что овердрайв в городе не нужен, поскольку невозможно продолжительное время двигаться с постоянной скоростью, в отличие от езды по трассе. Чтобы автомат не совершал большое количество переключений, режим повышающей передачи отключают, считая, что это также позволит снизить износ узлов и агрегатов АКПП и сэкономить бензин.

Другая часть владельцев машин на автомате полагает, что выключать режим, повышающий передаточное отношение коробки, не нужно.

Их логика такова: в городском цикле АКПП переключается чаще, чем на шоссе в любом случае — включен овердрайв или нет.

Что касается расхода топлива, то тут мнение таково: раз при одинаковой манере езды в городе расход выше, чем на трассе, то движение на повышающей передаче хотя бы незначительно, но сократит расход горючего.

На вопрос о целесообразности функции overdrive в городе однозначного ответа нет.

Все зависит от целого ряда обстоятельств:

  • приемистости двигателя;
  • опыта и манеры езды водителя;
  • конкретных условий движения и т.п.

Отключить овердрайв для удобства и экономии топлива однозначно следует при спуске по затяжному хребту или серпантину.

В этом случае вообще не нужно будет подтормаживать автомобиль нажатием на педаль тормоза, поскольку будет срабатывать торможение двигателем. В такие моменты подача топлива в цилиндры минимальна.

Почему не работает кнопка Овердрайв?

Не работать кнопка овердрайв может по ряду причин. Как и любой другой механизм в автомобиле, кнопка overdrive на АКПП имеет свой ресурс, и может выйти из строя в процессе интенсивной эксплуатации, просто из-за физического износа (что на практике встречается крайне редко).

Самая распространенная причина выхода из строя кнопки O/D — обрыв проводов или плохой контакт на разъеме, идущему на кнопку. В этом случае устранить проблему можно, разобрав ручку переключения АКПП и восстановив целостность проводки.

Если с самой кнопкой все в порядке, провода и разъемы целые, то проблема может быть куда серьезнее. В частности, следует проверить датчик overdrive и провести диагностику самой АКПП.