- Почему руль не возвращается после поворота в исходное положение
- Правильная трактовка проблемы
- Почему руль не возвращается после поворота в исходное положение: разбираем причины
- Углы установки колес
- Состояние подвески
- Рулевая рейка
- Крестовины рулевого вала
- Почему руль не хочет возвращаться в исходное положение, и как это исправить
- Вероятные причины
- Развал-схождение
- Проблемы со стороны рулевой рейки
- Шаровые опоры
- Колонка
- Гидроусилитель
Почему руль не возвращается после поворота в исходное положение
Правильная трактовка проблемы
- Факт ремонта рулевой рейки и прочих элементов системы, который производился накануне.
- Зависимость неполадки от температуры двигателя. Например, встречались случаи, когда руль переставал возвращаться после поворота только на прогретом двигателе, а «на холодную» все функционировало исправно.
- ДТП мелкого характера, которое имело место накануне. Незначительные удары, скажем о бордюр, способны вызывать необратимые изменения в рулевом механизме.
- Регулировки в системе рулевого управления, которые производились незадолго до появления неисправности. Например, регулировка углов установки колес (сход-развал) или подтяжка рулевой рейки.
Почему руль не возвращается после поворота в исходное положение: разбираем причины
На работу рулевого управления может повлиять любой узел этой системы: наконечники, рейка, электроусилитель, карданчик рулевого вала (крестовина). Состояние подвески также имеет вес. Цельность геометрии рычагов и стоек, состояние шаровых опор, наличие проставок вносят свои коррективы в углы установки колес. А от последних зависит многое.
Углы установки колес
Квалификация мастеров регулировочных стендов не всегда позволяет выполнить работы грамотно. Так, каждый автомобиль имеет свои нюансы, которые необходимо учесть при выполнении сход-развала. К примеру, на VW Passat развал регулируется рулевыми наконечниками, а сход – подрамником. Кроме всего прочего, на рулевых наконечниках предусмотрены болты, которыми можно регулировать его расположение: выше или ниже.
Многие машины предусматривают только одну регулировку из трёх: схождение или развал. Между тем, на возврат руля в нулевое положение основное влияние оказывает значение кастера, который регулируется редко. Угол во многом зависит от конструкции опорных подшипников стоек.
Если значение кастера близится к нулю, то возраста руля не будет. Впрочем, опытные мастера даже при отсутствии регулировочных болтов добиваются минимальных отклонений от нормы. Для этого приходится вывешивать передок и ослаблять крепления амортизаторов.
Состояние подвески
Закисшая шаровая опора, изменения в геометрии корпусов стоек, новые опоры амортизаторов, повреждения задней балки могут на раз вывести систему рулевого управления из равновесия. Косвенно на проблему укажет стук при повороте руля влево или вправо. Полно случаев, когда после замены одних лишь стоек реакции руля возобновлялись. К слову, замена амортизаторов производилась не случайно: этому обычно предшествовала тщательная дефектовка, в ходе которой выяснялось, что корпус стойки погнут.
Неоригинальные опоры амортизаторов могут изменить значение кастера. При околонулевой норме это может быть настолько критично, что руль перестанет возвращаться после поворота в исходное положение. Аналогичный эффект могут дать проставки для увеличения клиренса автомобиля.
Скрипящая шаровая опора утяжеляет ход рулевой рейки. Руль тяжелеет и может не возвращаться в нулевую позицию. Ровно такой же результат дает рулевой наконечник с поврежденным пыльником.
Рулевая рейка
По статистике чаще всего реакции руля отклоняются от нормы по причине посредственного состояния реечного механизма. Предшествовать этому может как неквалифицированная регулировка узла, так и несвоевременный уход или мелкая авария. Переборка рейки также способствует появлению рассматриваемого дефекта.
На неправильную затяжку рулевой рейки приходится основной процент причин. Регулировка достаточно тонкая и подвластная далеко не каждому мастеру. Стук – основное побуждение к затяжке.
В чистом виде задача регулировки – поджать «рашпиль» рейки к первичному валу. Необходимо добиться, чтобы при движении не было стука, но руль свободно вращался и беспрепятственно возвращался в нулевое положение после поворота. Результатом наладки является один из двух вариантов:
- Недостаточная затяжка. Между первичным валом и «рашпилем» образуется люфт, отчего при езде по неровностям будет стук.
- Перетяжка. Стук отсутствует, но руль вращается туго и самостоятельно не возвращается после поворота в исходное положение.
Примечательно, что на излишнюю затяжку жалуется практически каждый владелец автомобиля с отреставрированной рейкой. Мастера намеренно перетягивают механизм, руководствуясь допусками на приработку деталей. И действительно, после нескольких тысяч км реакции руля приходят в норму.
Тонкая регулировка – не единственное проблемное место рейки. Сильные удары и солидный возраст способны дать аналогичный эффект. Так, на старых механизмах часто рвутся пыльники. В результате внутрь корпуса попадает вода, которая провоцирует активную коррозию всех подвижных элементов. Из аварийных случаев – нарушение расположения деталей в результате удара. Например, срыв капронового вкладыша, из-за чего рейку подклинивает при возврате.
Крестовины рулевого вала
На карданчик возложена важная задача – соединить первичный вал рулевой рейки и вал рулевого колеса, расположенных несоосно. В ряде случаев они нуждаются в грамотной замене, подчеркнем, именно грамотной. При неправильно смонтированном карданчике руль подкусывает.
Важно, чтобы по итогам монтажа крестовина правильно располагалась относительно торцов соединяемых валов. Так, карданчик, лежащий на торце одного из валов, нормально работать не будет. В определенных случаях крестовины необходимо накернить, учитывая правильное расположение шлицев сопрягаемых деталей. Руль лучше фиксировать, чтобы не выставлять потом шлейф рулевых кнопок.
Источник
Почему руль не хочет возвращаться в исходное положение, и как это исправить
Вряд ли стоит говорить о том, что от работоспособности и исправности рулевого управления зависит безопасность водителя, его пассажиров и всех остальных участников движения.
При эксплуатации автомобилей водители часто сталкиваются с одной и той же проблемой. Выполнив поворот, руль, который в нормальном состоянии должен возвращаться в исходное положение, делать это не хочет.
Управлять такой машиной можно, это не критичная проблема. Но в действительности придётся постоянно следить за положением руля, прикладывать больше усилий во время манёвров. Это создаёт определённый дискомфорт. Особенно в городских условиях. Лучшим решением в такой ситуации будет определить причину, и попытаться её исправить. Самостоятельно либо с помощью автосервиса — вопрос уже второстепенный.
Вероятные причины
Без каких-либо предварительных проверок практически невозможно сказать, из-за чего именно руль на авто не возвращается в своё исходное положение после выполненного манёвра.
Чтобы ответить на этот вопрос, требуется провести диагностику. Она затрагивает не только сам рулевой узел, но также и подвеску транспортного средства.
Причина может крыться в возникших по ходу эксплуатации неисправностях. Но нельзя исключать и другой, достаточно распространённый сценарий. Ведь часто автомобилисты замечают такие изменения именно после проведённого ремонта. Неправильная сборка, использование неподходящих или просто низкокачественных запчастей ведут к соответствующим последствиям.
Если говорить о причинах, то чаще всего невозврат руля связан:
- развал-схождением;
- шаровыми опорами;
- рулевой рейкой;
- рулевыми тягами;
- колонкой;
- гидроусилителем.
Теперь каждую потенциальную проблему следует рассмотреть отдельно.
Развал-схождение
Логично и рационально будет начать именно с проверки на автомобиле сход-развала. Довольно часто оказывается, что невозврат в начальное положение рулевого колеса связан с этой причиной.
Обратите внимание на поведение своей машины. Повернув руль до крайнего положения, он может не возвращаться обратно. Высока вероятность того, что на авто при выполнении развал-схождения были допущены ошибки. Либо же после вмешательства в подвеску регулировку попросту не выполнили.
Если причина в развал-схождении, кроме невозврата руля, могут возникнуть проблемы с неравномерным износом покрышек.
Игнорируя такую проблему, износ может оказаться критичным. Помимо затрат на регулировку, придётся также покупать новый комплект покрышек.
Есть несколько методов, позволяющих подтвердить эту теорию о причинах невозврата рулевого колеса:
- Изучить состояние покрышек на предмет их износа. Если он неравномерный, тогда вывод очевиден. Причина в этом.
- Проверить, как ведёт себя руль, двигаясь по прямой. Если руль отклонён в сторону относительно центрального положения, регулировка колёс нарушена.
- Сделать замеры подручными средствами в гаражных условиях, используя верёвку с грузом и линейку.
- Обратиться в автосервис, где проверку выполнят на специальном стенде.
Объективно лучшим решением будет использование возможностей диагностического стенда. Услуга платная, зато результат 100%.
Проблемы со стороны рулевой рейки
Ещё одним потенциальным виновником того, что рулевое колесо не хочет принимать исходное положение после выполненного поворота, выступает рулевая рейка.
Здесь чаще всего возникают 2 проблемы.
- Коррозия, образующаяся на зубьях шестерни. Чтобы решить проблему, требуется выполнить зачистку и обработать участки защитными составами. Коррозия обычно возникает на авто с солидным пробегом. Основная причина кроется в минимальных нагрузках на крайние точки положения рейки. То есть руль редко до упора выкручивают в левую и правую сторону.
- Поломка рейки. Зубья могут сломаться, из-за чего появляются так называемые мёртвые зона. Оказываясь в них, руль не возвращается. При такой неисправности очень опасно продолжать эксплуатацию авто.
Замена рейки удовольствие не из дешёвых. Но при грамотной эксплуатации такая необходимость появится не скоро.
Шаровые опоры
Если вы заметили, что руль перестал возвращаться при поворотах в своё исходное положение, исключив предыдущие проблемы, стоит проверить шаровые опоры.
Далеко не самая редкая неисправность на автомобилях. Опоры могут износиться под влиянием естественных факторов. Это расходные материалы, которые требуется периодически менять.
Их диагностика выполняется так:
- машина ставится на яму эстакаду, чтобы получить доступ к днищу;
- под задние колёса ставятся башмаки (упоры), выжимается ручник, коробка переводится в нейтральное положение;
- поднимается одно колесо, затем второе;
- находясь в поднятом состоянии, колёса вручную раскачиваются вверх и вниз;
- при наличии признаков люфта, стука или треска, опоры под замену.
Ни в коем случае не выезжайте на трассы и не набирайте большую скорость, если есть проблемы с опорами.
Лучше добраться до автосервиса на минимальной скорости либо вовсе вызвать эвакуатор.
Не исключается, что руль мог перестать нормально себя вести после манёвров именно из-за неисправных рулевых тяг.
Основная причина их быстрого выхода из строя находится под колёсами. Это низкое качество дорог. Попадая в ямы или выбоины, тяги гнутся, деформируются.
Если тяга погнулась, поведение рулевого управления моментально изменится. Одним из симптомов деформации как раз выступает возврат руля после поворотов.
Колонка
Также стоит обратить внимание на такой компонент как рулевая колонка. Находясь в крайних положениях, руль может застрять. Это обусловлено тем, что в крестовине рулевого кардана появились неисправности.
- Для диагностики неполадок со стороны этого узла потребуется эстакада или яма, на которой размещается автомобиль.
- С помощью товарища проводятся необходимые мероприятия.
- Один человек сидит за рулём и вращает его.
- Другой параллельно наблюдает за тем, как ведёт себя карданное соединение.
- Если присутствуют признаки люфта, то невозврат руля может быть обусловлен именно неполадками этого компонента.
Здесь возможен ремонт либо же полная замена. Всё зависит от того, насколько серьёзной окажется неисправность.
Гидроусилитель
Последний в списке, но далеко не последствий по частоте возникновения неисправностей оказался гидравлический усилитель рулевого управления.
Практически каждый автомобиль оснащается усилителем. Пока безоговорочным лидером выступает гидравлический тип усилителя. Куда менее распространённым остаётся электроусилитель.
Если машина оснащена гидроусилителем и при этом руль не хочет занимать своё исходное положение после выполнения манёвра, необходимо проверить:
- Ремень привода. Чаще всего он изнашивается, стирается, частично или полностью рвётся. Решается проблема только путём замены. Восстанавливать старый ремень практически бессмысленно. Это может обернуться ещё более серьёзными последствиями. Поэтому покупайте новый аналогичный ремень и устанавливайте его в узел гидроусилителя.
- Насос. Гидравлический насос отвечает за перекачку рабочей жидкости. В некоторых случаях насос подлежит восстановлению. Потребуется более глубокая диагностика. Поменять насос довольно дорого.
- Гидравлическая жидкость. Необходимо проверить её текущий уровень и состояние. Вытекание жидкости связано с нарушением герметичности узла. Следует отыскать слабое место и выполнить соответствующий ремонт. Поскольку гидравлическая жидкость (специальное масло для гидроусилителя) является расходным материалом, с течением времени она теряет свои свойства и характеристики. В этом случае требуется просто слить старое масло и залить аналогичное новое. Процедуру можно выполнить своими руками.
Невозврат руля — явление достаточно распространённое. Не всегда оно является критичным и опасным. Но есть и такие ситуации, при возникновении которых лучше сразу отправиться в гараж или автосервис. Причём не своим ходом, а с помощью эвакуатора.
Источник