Гидроусилитель руля на москвич 2141



Установка ГУР в Москвич-2141 с двигателем ВАЗ

Параллельно с перекидкой начинки Железного Коня в Княжеский кузов ре-шил поставить ГУР. На 30-й движок (1,8 л.) нашел Шнивовский насос ZF с литым алюминиевым кронштейном, который становится на место маслофильтра и крепится тремя шпильками в блок цилиндров.

Уточню только, что все переделки карданной передачи от руля к хвостовику рейки выполнились много проще того, что расписывалось в конфе и клубе. В отличие от уважаемых коллег, использовавших элементы от «японок», Ауди и прочих авто, я взял у «армани» за 2 килорубля, так называемый «родной заводской короткий» карданчик, который представлял собой укороченную Т-образную штангу с двумя болтами для резиновой муфты и собственно, пере-ходной карданный узел, имеющий на одном конце шлицы под рейку ZF, а на другом – родные «москвичевские».

Господа « армани » мне клялись, что все встает просто так вместо штатного, но не тут-то было. В итоге, после многократных примерок я выкинул «короткую палку», взял штатную Т-образную со шлицами, вырезал из середины 55 мм кусок, оставшиеся половинки соединил в шип глубиной еще 5 мм и проварил аргоном по всему получившемуся периметру.

А для надежности еще засверлил обе половины внутрь миллиметров на 20 каждую и вставил туда ку-сок строительного дюбеля длиной около 40 мм. Если даже сварка и развалится когда, то дюбель не даст всему узлу развалиться на ходу, сохранив тем самым какую-никакую управляемость до момента ремонта. Купленный карданный узел с укороченной палкой встал на место как родной. Педаль тормоза при этом совсем не задевает за рулевое, и гнуть ничего не пришлось. Сам насос встает, казалось бы, «на УРА», но есть несколько моментов.

Первый: в блоке цилиндров нужно сверлить 3 отверстия под шпильки М8 х 1,25 вокруг места маслофильтра. А нужные приливы есть только в 213 блоке (в «шестом» их нет в принципе). Хорошо, что у меня — 30-й блок, как версия 213-го. Толщина железа там приличная, просверлил отверстия на 6,0 (и ни-как не больше!) и нарезал резьбу.

Кроме того, нужно еще рассверлить 2 отверстия диаметром 11 мм на глубину 3-4 мм под центрирующие втулки. Замерять и сверлить нужно очень точно, сами понимаете. Второй: насос продали без резиновых колец — прокладок, которые обеспечивают нужный ход масла в каналы кронштейна. Поиск у Шнив и прочих не дал ничего. Внешнее кольцо вырезал из аналогичного кольца штатного масло-фильтра, сделав его тоньше и ниже, чтобы влезло в посадочное место. Второе кольцо, внутреннее — тоже вырезал из какого-то ремкомплекта от 412-го. Встали вроде бы нормально, но пока не проверял под давлением.

Третий: на Шниве генератор стоит слева (как на СВР) и ремень нужен корот-кий, вместе со штатным роликом он обеспечивает нормальный охват шкива коленвала. У меня при получившемся расположении шкивов (генератор справа) ремень лишь слегка касался ведущего шкива. Хошь-ни-хошь, а без лишнего ролика между шкивами коленвала и насоса не обойтись.

Ролик взял от Волги, а вот с его кронштейном пришлось поурчать. Сам ролик вставал по геометрии нормально, но кронштейн пришлось вырезать из 5-мм железки, изгибать хитрым манером и подваривать усиление упора натяжного болта. Закрепил сам кронштейн прямо на насосе, параллельно креплению насоса к алюминиевому переходнику. Что вышло — видно на фото.

И еще: ремень для всего этого дела нужен 5 РК 1513 (можно 1550). Все шкивы там, кроме генераторного, оказались пяти ручьевыми. Я поначалу взял 1590, так вот он еле-еле натягивался в крайних положениях генератора и ролика, причем я не был уверен в нужном усилии. 1513-й позволил генератор прислонить практически вплотную к движку, при этом на ролике ход выбран примерно наполовину. Да! Еще один камешек: маслофильтр нужен маленький и короткий, как на иномарки.

Штатный упирается в подушку, а маленький длинный — в нижний патрубок радиатора, который и без того пришлось отодвинуть назад и повернуть. На фото виден нижний кронштейн (который на лонжероне) крепления радиатора, повернутый относительно оного. Заодно и пластину, удерживающую радиатор сверху, пришлось удлинить на 70 мм. А к ним еще и геометрия воздуховода слегка изменилась, но это все дело техники. Бачок для ГУРа разместил перед радиатором, где он и обретается поныне. Охлаждается набегающим потоком и в длительных про- бегах ведет себя прилично.

Читайте также:  Жидкостью для гидроусилителей руля тигго

Примерно так будут прикручены шланги к рейке.

Переходник от насоса на шланг.

Шланг обратки. От рейки к бачку.

Оригинальный шланг высокого давления. От насоса к рейке.

Переходник от шланга на рейку.

Рейке 16 лет! Естественно пыльник сдох! У меня был как новый, но я решил поменять, когда его снимал, он начал рассыпаться, в общем не зря поменял! Рейку внутри надо бы смазать и подтянуть изначально, я этого не сделал, теперь слушаю гремящую рейку… Как протянуть – читать инструкцию от Ауди 100.

Источник

Гидроусилитель руля на москвич 2141

Рулевое управление автомобиля «Москвич» имеет неплохие эргономические и технические показатели. Однако не лишено и ряда недостатков — приемлимая легкость поворота рулевого колеса достигнута во многом за счет достаточно большого передаточного отношения редуктора рулевого механизма, что затрудняет вождение в спортивном режиме и экстремальных ситуациях. Для решения этих проблем, повышения «остроты» рулевого механизма, повышения легкости и удобства управления автомобилем, облегчения управления при парковке и на малых скоростях, а также для повышения безопасности управления автомобилем в экстремальных ситуациях применяется гидроусилитель руля (ГУР), который устанавливается на части автомобилей «Святогор» и «Князь Владимир», а для автомобилей «Калита» входит в стандартную комплектацию.

Гидроусилитель руля для автомобилей семейства «Москвич-2141» состоит из следующих основных узлов :

— рулевая рейка с золотниковым механизмом ;

— педаль тормоза измененной формы ;

— укороченный карданный шарнир с измененными шлицами для соединения рулевой колонки и рулевой рейки ;

— внутренний защитный чехол золотникового механизма рулевой рейки.

Нагнетательный насос необходим для создания в системе рабочего давления и кинематической передачи энергии вращения к исполнительным механизмам. Нагнетательный насос пластинчатого типа, со встроенным регулятором производительности, обеспечивает в нагнетательной магистрали рабочее давление до 80 кгс/см 2 . В корпус нагнетательного насоса встроены 2 клапана — клапан расхода и предохранительный клапан. Клапан расхода ограничивает количество рабочей жидкости, подаваемой в нагнетательную магистраль в единицу времени при увеличении частоты вращения вала. Коапан расхода состоит из полого цилиндрического золотника с узкими и широкими уплотнительными буртиками и пружины, поджимающей золотник к распределительному диску. Предохранительный клапан ограничивает повышение давления в гидросистеме свыше 90 кгс/см 2 и расположен внутри золотника клапана расхода. Он состоит из седла, ввернутого в золотник, пружины, упора, шарика и регулировочных прокладок. Пружина через упор прижимает шарик к седлу, закрывая выход рабочей жидкости через отверстие в седле из нагнетательной магистрали во всасывающие каналы.

Подсоединение шланга нагнетательной магистрали к насосу и дальнейшее подсоединение магистрали к золотниковому механизму рулевой рейки осуществляется специальным шлангом высокого давления с резьбовыми соединениями на концах, обеспечивающими хорошее уплотнение. Всасывающая магистраль подключается либо посредством резьбового соединения, либо обычным уплотнением посредством хомута в зависимости от типа исполнения насоса, однако в любом случае необходимо использовать бензомаслостойкие шланги заданного сечения.

Нагнетательный насос устанавливается на кронштейне привода вспомогательных агрегатов двигателя и приводится в действие либо единым поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов, либо отдельным ремнем со специальным механизмом натяжения. Тип применяемого нагнетательного насоса зависит от типа установленного на автомобиле двигателя, т.к. для большинства современных двигателей предусмотрены стандартные насосы и кронштейны их крепления. В частности, для двигателей Renault применяются нагнетательные насосы Renault и соответствующие им кронштейны. Для двигателей ВАЗ предусмотрены кронштейны для крепления нагнетательных насосов фирмы ZF , применяемых на автомобилях ВАЗ-2123 и ВАЗ-2130 с гидроусилителями. Для двигателей УЗАМ заводом-изготовителем также разработаны специальные кронштейны для крепления нагнетательных насосов как отечественного производства, так и насосов Renault, однако до сих пор эта конструкция не запущена в серийное производство и встречается в единичных экземплярах.

При установке нагнетательного насоса на двигатель Renault не возникает каких-либо технически сложных проблем — достаточно установить специальный кронштейн, входящий в комплект гидроусилителя руля, на двигатель, смонтировать на этом кронштейне насос и генератор, заменить ремень привода вспомогательных агрегатов на более длинный, входящий в комплект, произвести регулировку натяжения ремня и подсоединить магистральные шланги.

При установке нагнетательного насоса на двигатель ВАЗ необходимо либо приобрести комплект насоса с кронштейном для двигателя ВАЗ от автомобилей ВАЗ-2123 или ВАЗ-2130, либо изготовить кронштейны крепления насоса к двигателю самостоятельно. При установке нагнетательного насоса на двигатель УЗАМ на настоящий момент реальным является только самостоятельное изготовление кронштейнов, т.к. приобрести кронштейны заводского изготовления крайне затруднительно.

Читайте также:  Гидроцилиндр на уаз 469 руль

В случае, если кронштейны крепления нагнетательного насоса к двигателю изготавливаются самостоятельно, могут быть применены любые типы нагнетательных насосов, обеспечивающие выполнение заданных технических требований. Так, могут быть применены нагнетательные насосы Renault, ZF, а также других производителей, в том числе отечественных, например, от автомобиля ГАЗ-3110. Однако следует иметь в виду, что нагнетательные насосы автомобиля ГАЗ-3110 имеют крайне низкую надежность, шумны, поэтому практически их применение при установке гидроусилителя руля едва ли оправдано.

Мною для двигателя УЗАМ при установке гидроусилителя руля был применен нагнетательный насос Renault, кронштейны изготовлены самостоятельно. Для привода шкива насоса использован единый шестиручейковый поликлиновый ремень Gates 6РК1280, шкивы коленчатого вала и водяного насоса были выточены на токарном станке. Генератор использовался от двигателя ВАЗ-2112, имеющий ток отдачи 80А, этот генератор уже имеет шкив под поликлиновывй приводной ремень. Позже был установлен укороченный водяной насос, изготовленный из штатного посредством установки специально выточенного валика привода насоса, который был установлен вместо штатного, при этом корпус насоса был укорочен на 12 мм. Совместно с уменьшением вылета шкива общее укорочение водяного насоса составило более 30мм. В качестве шкива водяного насоса использован шкив нагнетательного насоса ГУР от двигателя Renault. Диаметр этого шкива чуть меньше диаметра стандартного шкива, что позволяет дополнительно увеличить скорость потока ОЖ по каналам охлаждения двигателя.

Для натяжения ремня применен натяжной ролик от двигателя ЗМЗ-406 автомобиля ГАЗ-3110, который перемещается в специальной прорези переднего кронштейна крепления нагнетательного насоса. Генератор установлен на этом же кронштейне, а сами кронштейны (передний и задний) установлены вместо кронштейнов крепления генератора на штатные крепежные места. Использован поликлиновый шестиручейковый ремень Gates 6 PK -1260.

Ниже показан общий вид установленного нагнетательного насоса под капотом двигателя УЗАМ :

Общий вид переднего и заднего кронштейнов привода вспомогательных агрегатов показаны ниже :

Здесь показаны вновь изготовленный шкив коленчатого вала двигателя и укороченный водяной насос :

Чертежи для изготовления шкива коленчатого вала, валика водяного насоса и лекала кронштейнов привода вспомогательных агрегатов приведены в конце раздела.

Рулевая рейка фирмы ZF для автомобиля «Москвич» выполнена на основе аналогичной рулевой рейки автомобиля AUDI-100 и отличается от нее способом крепления её левой части. Крепление осуществляется в штатных местах, с правой стороны используется штатные кронштейн и проставка, с левой стороны — штатные крепежные отверстия, которые необходимо расширить под болты М12, т.к. штатная рейка рулевого механизма крепится болтами М10.

При установке рулевой рейки гидроусилителя необходимо существенно расширить отверстие, через которое карданный шарнир соединяется с рулевой рейкой, так как золотниковый механизм рулевой рейки с гидроусилителем значительно выступает в салон. При установке гидроусилителя руля на заводе применяют измененный передний щит моторного отсека, имеющий такое увеличенное отверстие и измененную форму. При самостоятельной установке гидроусилителя руля необходимо просто расширить это отверстие по мест у при установке.

Выступающий внутрь салона золотниковый механизм рулевой рейки с гидроусилителем требует применения педали тормоза, имеющий изгиб в районе соединения карданного шарнира с рулевой рейкой, а также укороченного карданного шарнира, кроме того, часть карданного шарнира, которая сопрягается с рулевой рейкой, имеет иные шлицы, сопрягающие карданный шарнир с рулевой рейкой ZF. Подводящие и отводящие трубки, по которым циркулирует рабочая жидкость, подключаются к золотниковому механизму внутри салона и выходят в моторный отсек через то же отверстие, через которое золотниковый механизм выведен в салон. Снаружи золотниковый механизм с трубками закрывается специальным резиновым чехлом, уплотняющим отверстие моторного щита, что позволяет снизить шум из моторного отсека и предотвращает попадание воздуха и газов из подкапотного пространства в салон.

Ниже показан вид на золотниковый механизм рулевой рейки с гидроусилителем, закрытый защитным чехлом (3) , укороченный карданный шарнир (2) и специально изогнутая тормозная педаль (1):

Расширительный бачок предназначен для компенсации изменения объема рабочей жидкости при ее нагревании, кроме того он служит для хранения резервного объема этой жидкости, заливки жидкости и ее фильтации. Вся рабочая жидкость циркулирует через расширительный бачок, проходя при этом через его внутренний фильтр. Расширительный бачок устанавливается в любом удобном и доступном для обслуживания (заливки рабочей жидкости и очистке фильтра) месте, по возможности выше. На автомобилях с двигателем Renault расширительный бачок обычно устанавливается на специальном кронштейне непосредственно над нагнетательным насосом в левой передней части моторного отсека, для чего в верхней передней поперечной балке предусмотрены специальные отверстия. На автомобилях с двигателем УЗАМ удобно устанавливать расширительный бачок в средней части правого переднего крыла в районе правой колесной ниши. Возможна также установка расширительного бачка гидроусилителя рядом с главным тормозным цилиндром, смещенным в сторону к центру автомобиля. Крышка расширительного бачка может быть снабжена индикатором с поплавковым механизмом для дистанционного контроля уровня рабочей жидкости.

Читайте также:  Долбит руль при торможении ваз 2110

Ниже показаны различные варианты размещения расширительного бачка гидроусилителя:

Ниже показаны этапы изготовления укороченного водяного насоса двигателя УЗАМ и приведены чертежи для изготовления шкива коленчатого вала и валика укороченного водяного насоса, а также лекала кронштейнов. Кронштейны крепления вспомогательных агрегатов изготовлены из листовой стали толщиной 6мм. Изображения лекал кронштейнов размещены в файлах в масштабе 1:1, для их распечатки следует их сохранить, открыть в PhotoShop и распечатать:

Замена водяного насоса двигателя УЗАМ на укороченный при установке дополнительных навесных агрегатов является более предпочтительной, чем установка измененных шкивов на водяной насос старого образца. Причин этому несколько. Во-первых, изготовление шкивов под поликлиновый ремень необходимо производить на высокоточном оборудовании, т.к. это технически достаточно сложное изделие. Изготовление валика водяного насоса для его укороченного варианта намного проще. Во-вторых, шкив на стандартный водяной насос имеет достаточно большой вылет, и при изготовлении изделия на токарном станке с учетом возможных нагрузок и допусков при изготовлении толщина стенок шкива получается большой, что вызывает значительное увеличение массы шкива, которое неблагоприятно сказывается на долговечности подшипников водяного насоса. Для снижения массы шкива весьма желательно изготавливать шкив из прочного и износоустойчивого материала, в качестве которого наиболее подходит титан. Однако в настоящее время титан малодоступен и имеет очень высокую стоимость. Изготовление шкива из дюраллюминия едва ли целесообразно, т.к. его износоустойчивость крайне невысока, шкив будет стачиваться о отполировываться ремнем, сцепление с ним будет ухудшаться и в конце концов начнется его проскальзывание. В-третьих, выступающая часть водяного насоса мешает при установке пластмассового шита воздухоотбойника, направляющего поток воздуха на радиатор, т.к. этот воздухоотбойник при установке дополнительных навесных агрегатов, таких, как ГУР или кондиционер, необходимо дорабатывать посредством термопистолета, чтобы изменить радиус огибания в области генератора, насоса ГУРа и компрессора кондиционера. Уменьшение выступания водяного насоса здесь оказывает неоценимую услугу. В-четвертых, длинный водяной насос достался двигателю УЗАМ в наследство от автомобилей «Москвич-412-2140», на которых водяной насос одновременно являлся основанием для крепления крыльчатки вентилятора охлаждения двигателя, в том числе и для тех моделей, в которых этот вентилятор приводился через электромагнитную муфту. При этом естественно, что вылет места крепления крыльчатки вентилятора должен быть настолько большим, чтобы обеспечить свободное вращение вентилятора перед двигателем. На автомобилях семейства «Москвич-2141» применяется электровентилятор, поэтому такой большой вылет шкива водяного насоса мешает как при ремонте и обслуживании двигателя, так и при его снятии с автомобиля.

Исходя из сказанного, а также учитывая значительно меньшую себестоимость изготовления укороченного водяного насоса, хорошее качество шкивов от насоса гидроусилителя руля Renault , их доступность при поставке в з/ч, приемлимую стоимость наиболее целесообразно использовать вариант с укорочением водяного насоса. Однако, если по каким-либо причинам этот вариант не подходит, возможно изготовление шкивов и на стандартный водяной насос. Ниже приведены чертежи двух вариантов такого шкива — соответственно уменьшенного диаметра и стандартного диаметра:

В случае применения нагнетательных насосов, имеющих шкив под обычный клиновый ремень, при их применении на двигателях УЗАМ также возможно использовать вновь изготовленный шкив с двумя приводными ремнями, один из которых (штатный) приводит водяной насос и генератор, а второй — нагнетательный насос гидроусилителя руля, компрессор кондиционера или дополнительный генератор. В этом случае необходимо предусмотреть систему натяжения второго ремня, например, посредством специального натяжного ролика. Ниже показан пример чертежа такого шкива:

Источник

Поделиться с друзьями
Светим и рулим