Блок поворотников на руле

Переключатель подрулевой: самое нужное — под рукой

В современных автомобилях управление различными приборами и системами, влияющими на безопасность движения, вынесено в специальные узлы — подрулевые переключатели. Все о данных органах управления, их типах, конструкции и функционале, а также о подборе и замене переключателей рассказано в этой статье.

Назначение и функционал подрулевого переключателя

Подрулевой переключатель (ПП)–— электрический коммутационный прибор в виде расположенных на рулевой колонке рычагов и кнопок, предназначенный для включения, отключения и управления различными электроприборами транспортного средства.

В любом автомобиле, как и в других ТС и специальной технике, присутствуют электроприборы, которые приходится включать и отключать непосредственно при движении — осветительные приборы, световая сигнализация, стеклоочиститель и стеклоомыватель, и другие. Управление этими устройствами может отвлекать водителя от дороги, поэтому в современных транспортных средствах применяются специальные приспособления — подрулевые переключатели.

Применение подрулевого переключателя обеспечивает расположение органов управления максимально близко к рукам водителя — непосредственно под рулевым колесом, куда можно дотянуться пальцами, не снимая рук с руля, либо отводя руку всего на несколько сантиметров вниз.


Подрулевой переключатель указателей поворота


Подрулевой переключатель фар головного света


Подрулевой переключатель стеклочистителя и стеклоомывателя

С помощью подрулевого переключателя в современных автомобилях реализуется управление различными электроприборами:

  • Указатели поворота;
  • Фары головного света;
  • Стеклоочиститель и стеклоомыватель;
  • Вспомогательные осветительные приборы — габаритные огни, подсветка номерного знака, ДХО, внутренняя подсветка салона и приборной панели;
  • Противотуманные огни;
  • Звуковой сигнал;
  • Другие устройства (мультимедийная система, устройства безопасности и т.д.).

Так как управление важными для безопасности ТС приборами сконцентрировано на подрулевом переключателе, его поломка может привести к затруднению, а то и вовсе к невозможности эксплуатации автомобиля. Поэтому неисправный коммутационный прибор подлежит скорейшему ремонту или замене, но перед покупкой следует познакомиться с основными видами подрулевых переключателей, их конструкцией и функционалом.

Устройство и особенности подрулевых переключателей

Все подрулевые переключатели, независимо от типа и функционала, обладают принципиально одинаковым устройством. Основу устройства составляет многопозиционный переключатель (или несколько таких устройств) с контактными группами, замыкаемыми установленными на рычагах и кнопках контактами. Для соединения ПП с электроцепям управляемых приборов и систем применяются стандартные электроразъемы на жгутах проводов.

Многопозиционный переключатель помещен в пластиковый корпус, который жестко устанавливается под рулем. На корпусе располагается один или несколько органов управления, которым придана форма рычагов различной формы и размеров — такая конструкция позволяет подвести переключатель на удобное расстояние к пальцам водителя, а кроме того, рычаги более удобны при необходимости быстрого включения и выключения приборов. Рычаги могут двигаться только в одной или в двух плоскостях, в первом случае рычаг устанавливается в корпусе через пластиковую втулку, во втором — через простейший шаровой шарнир. На рычаге зачастую устанавливаются вспомогательные органы управления в виде нажимных и поворотных кнопок. На все рычаги и кнопки наносятся стандартные пиктограммы.

ПП указателей поворота механически соединен с валом руля, что обеспечивает отключение данных огней при завершении маневрирования. Обычно для этой цели используется соединенный с рычагом резиновый ролик, катящийся по рулевому валу. При проворачивании руля в сторону включенного указателя поворота ролик свободно прокатывается по валу, не влияя на ПП. При изменении направления движения вала ролик останавливается, подклинивается и толкает рычаг, обеспечивая автоматический перевод рычага в позицию «выключено».

Типы, функционал и возможности подрулевых переключателей

Подрулевые переключатели классифицируются по назначению, числу органов управления и числу возможных позиций каждого из них.

В первую очередь, все ПП могут иметь одно из двух назначений:

  • Для включения/отключения указателей поворота;
  • Комбинированные.
Читайте также:  Как правильно одевать чехол на руль автомобиля

Коммутационные приборы первого типа, как можно понять из названия, используются только для управления сигнальными огнями — указателями поворота. В настоящее время такие устройства применяются крайне редко из-за своей ограниченной функциональности. Переключатели второго типа используются для управления как указателями поворота, так и другими приборами — именно они занимают место на рулевых колонках современных автомобилей.

Все подрулевые переключатели подразделяются на несколько типов по числу используемых в них органов управления:

  • С одним рычагом — используется один рычаг, который чаще всего располагается по левую руку от водителя;
  • С одним рычагом и неподвижной консолью с кнопками — рычаг располагается по левую руку, консоль находится справа;
  • С двумя рычагами — применяется два рычага, симметрично установленных по обе стороны от рулевого колеса;
  • С тремя рычагами — используется три рычага, два из которых находятся по левую руку водителя, а один находится справа;
  • С одним и двумя рычагами, дополнительно оснащенными вспомогательными органами управления в виде кнопок и поворотных колец.

Наибольшее распространение сегодня имеют ПП с одним, двумя и тремя рычагами — их можно встретить на отечественных и бюджетных ТС иностранного производства, а также на другой технике. В последние годы все более широкое распространение получают переключатели с кнопками на рычагах, они устанавливаются и на многие актуальные модели отечественных автомобилей. Подрулевые переключатели с неподвижной консолью сегодня практически вышли из употребления, их можно встретить на многих ранних отечественных грузовиках, автобусах и иной технике.

Рычаги на ПП могут иметь различное количество рабочих положений:

  • Три позиции — рычаг имеет среднюю «нулевую» позицию («все отключено») и две фиксированных рабочих, перевод в рабочие позиции может выполняться в вертикальной (вверх-вниз) или в горизонтальной (вперед-назад) плоскости;
  • Пять позиций в одной плоскости — рычаг имеет средняя «нулевая» позиции, две фиксированных и две нефиксированных (в этих позициях рычаг удерживается усилием руки), перевод рычага во все рабочие положения может производиться в одной плоскости;
  • Пять позиций в двух плоскостях — рычаг имеет среднее «нулевое» положение и по два фиксированных рабочих положения в каждой плоскости (вертикальной и горизонтальной);
  • Семь, восемь и девять позиций в двух плоскостях — рычаг имеет «нулевую» позицию, четыре или пять рабочих позиций в одной плоскости и от двух до четырех позиций в другой плоскости. Одно или два положения в каждой плоскости может быть нефиксированным.

В отдельный вид выделяются ПП указателей поворота, оснащенные дополнительными кнопками и поворотными кольцами — они чаще всего иметь пять или семь позиций, причем на семипозиционные устройства возлагается управление указателями поворота и головным светом.

На большинстве ТС и различной техники функционал и назначение отдельных органов управления ПП примерно одинаков. Обычно на левый рычаг возлагается управление указателями поворота и головным светом, причем на ТС ранних выпусков для этого использовались два отдельных рычага. А с помощью рычага, расположенного по правую руку, включаются и отключаются стеклоочиститель и омыватель ветрового стекла. С одной или сразу с обеих сторон ПП также могут устанавливаться кнопки подачи звукового сигнала.

Как правильно выбрать и отремонтировать подрулевой переключатель

Переключатели подрулевые любого ТС используются постоянно, причем очень активно, что со временем может приводить к различным неисправностям этих устройств. Если рычаги стало сложно переводить в рабочие положения, они не фиксируются в выбранной позиции или, напротив, заклинивают, при переводе в рабочее положение издают хруст и посторонние шумы, либо не обеспечивают включение электрического прибора, то переключатель следует восстановить или заменить в сборе.

Ремонту подлежат те переключатели, в которых возникли незначительные неисправности — загрязнение или закисание контактов, ослабление крепежа, и т.д. Если же повреждены контактные группы, устройство автоматического отключения указателей поворота и прочие компоненты, то лучше приобрести новый подрулевой переключатель.

Для ремонта следует приобретать переключатели только тех типов и моделей, что могут использоваться на данной конкретной модели транспортного средства. Замену устройства необходимо выполнять по рекомендациям инструкции по ремонту только после обесточивания электросистемы автомобиля. Правильная покупка и установка подрулевого переключателя — одна из основ уверенной и безопасной эксплуатации транспортного средства.

Читайте также:  Все выносы руля syncros

Источник

Переключатель подрулевой указателей поворота: удобное и безопасное управление автомобилем

В автомобилях органы управления вспомогательными устройствами (указателями поворота, светотехникой, стеклоочистителями и иными) вынесены в особый узел — подрулевой переключатель. О том, что такое подрулевые переключатели, как они устроены и работают, а также об их выборе и ремонте — читайте в статье.

Что такое подрулевой переключатель?

Подрулевые переключатели — органы управления различными электрическими приборами и системами автомобиля, выполненные в виде рычагов и установленные на рулевой колонке под рулевым колесом.

Подрулевые переключатели используются для управления теми электрическими приборами и системами автомобиля, которые часто используются во время движения — указателями поворота, головным светом, габаритными огнями и прочей светотехникой, стеклоочистителями и стеклоомывателями, звуковым сигналом. Расположение переключателей данных приборов выгодно с точки зрения эргономики и безопасности управления транспортным средством: органы управления всегда находятся под рукой, при их использовании руки или вовсе не снимаются с руля, или снимаются лишь кратковременно, водитель меньше отвлекается, сохраняет контроль транспортного средства и текущей дорожной обстановки.

Типы подрулевых переключателей

Подрулевые переключатели отличаются назначением, количеством органов управления (рычагов) и количеством положений.

По назначению подрулевые переключатели делятся на два типа:

• Переключатели указателей поворота;
• Комбинированные переключатели.

Устройства первого типа предназначены только для управления указателями поворота, сегодня они используются редко (в основном, для замены аналогичных приборов в случае их неисправности на ранних моделях автомобилей УАЗ и некоторых других). Комбинированные переключатели могут управлять различными приборами и системами, именно они сегодня находят самое широкое применение.

По количеству органов управления подрулевые переключатели можно разделить на четыре основные группы:

• Однорычажные — в переключателе один рычаг, он располагается (как правило) с левой стороны рулевой колонки;
• Двухрычажные — в переключателе два рычага, они располагаются с одной или по обе стороны рулевой колонки;
• Трехрычажные — в переключателе три рычага, два располагаются с левой стороны, один — с правой стороны рулевой колонки;
• Одно- или двухрычажные с дополнительными органами управления на рычагах.

Переключатели первых трех типов имеют только органы управления в виде рычагов, которые могут включать и отключать приборы перемещением в вертикальной или горизонтальной плоскости (то есть, вперед-назад и/или вверх-вниз). Устройства четвертого типа могут нести дополнительные органы управления в виде поворотных переключателей или кнопок непосредственно на рычагах.

Отдельную группу составляют подрулевые переключатели, установленные в некоторых отечественных грузовых автомобилях и автобусах (КАМАЗ, ЗИЛ, ПАЗ и других). В этих устройствах предусмотрен один рычаг для включения указателей поворота (расположен слева) и неподвижная консоль (расположена справа), на которой находится поворотный переключатель для управления осветительными приборами.

По количеству положений рычагов переключатели можно разделить на три группы:

• Трехпозиционные — рычаг двигается только в одной плоскости (вверх-вниз или вперед-назад), в нем предусмотрены два рабочих фиксированных положения и одно «нулевое» (все приборы выключены);
• Пятипозиционные одноплоскостные — рычаг двигается только в одной плоскости (вверх-вниз или вперед-назад), в нем предусмотрено четыре рабочих положения, два фиксированных и два нефиксированных (приборы включены при удержании рычага в данных положениях рукой) положения, и одно «нулевое»;
• Пятипозиционные двухплоскостные — рычаг может двигаться в двух плоскостях (вверх-вниз и вперед-назад), он имеет по два фиксированных положения в каждой плоскости (итого четыре положения) и одно «нулевое»;
• Семи-, восьми и девятипозиционные двухплоскостные — рычаг может двигаться в двух плоскостях, при этом в одной плоскости он имеет четыре или пять положений (одно или два из которых могут быть нефиксированным), а в другой — два, три или четыре, среди которых также имеется «нулевое» и одно или два нефиксированных положений.

Читайте также:  Можно ли садится за руль после донорства

На подрулевых переключателях с поворотными органами управления и кнопками, расположенными на рычагах, число положений может быть иным. Единственным исключением являются переключатели указателей поворота — на большинстве современных автомобилей устанавливаются пятипозиционные переключатели, либо семипозиционные переключатели поворота и управления головным светом.

Функционал подрулевых переключателей

Типовая схема включения приборов подрулевыми переключателями поворотов

На подрулевые переключатели возлагаются функции управления приборами четырех основных групп:

• Указатели поворота;
• Головная оптика;
• Стеклоочистители;
• Стеклоомыватели.

Также данные переключатели могут использоваться для управления другими приборами:

• Противотуманные фары и задний противотуманный фонарь;
• Дневные ходовые огни, габаритные огни, подсветка номерных знаков, освещение приборной панели;
• Звуковой сигнал;
• Различные вспомогательные устройства.

Наиболее часто с помощью левого рычага (или двух отдельных рычагов с левой стороны) включаются и выключаются указатели поворота и фары (при этом ближний свет уже включен по умолчанию в «нулевом» положении, переводом в другие позиции включается дальний свет или осуществляется сигнализация дальним светом). С помощью правого рычага осуществляется управление стеклоочистителями и стеклоомывателями лобового и заднего стекол. Кнопка звукового сигнала может располагаться на одном или сразу обоих рычагах, она устанавливается, как правило, на торце.

Конструкция подрулевых переключателей

Конструктивно подрулевой переключатель объединяет в себе четыре узла:

• Многопозиционный переключатель с выведенными электрическими контактами для подключения к цепям управления соответствующими приборами;
• Органы управления — рычаги, на которых дополнительно могут располагаться кнопки, кольцевые или поворотные рукоятки (при этом их переключатели находятся внутри корпуса рычага);
• Корпус с деталями для крепления переключателя на рулевой колонке;
• В переключателях указателей поворота — механизм автоматического отключения указателя при вращении руля в обратном направлении.

В основе всей конструкции лежит многопозиционный переключатель с контактными колодками, контакты которых замыкаются контактами на рычаге при переводе его в соответствующее положение. Рычаг может перемещаться в одной плоскости во втулке или сразу в двух плоскостях в шаровом шарнире. Переключатель указателей поворота через специальное устройство контактирует с рулевым валом, отслеживая направление его вращения. В простейшем случае это может быть резиновый ролик с храповым или иным механизмом, связанный с рычагом. При включении указателя поворота ролик подводится к рулевому валу, при вращении вала в сторону включенного указателя поворота ролик просто катится по нему, при обратном вращении вала ролик меняет направление вращения и возвращает рычаг в нулевое положение (отключает указатель поворота).

Для наибольшего удобства основные органы управления подрулевого переключателя выполнены в виде рычагов. Такая конструкция обусловлена расположением переключателя под рулем и необходимости подвести органы управления на оптимальное расстояние к рукам водителя. Рычаги могут иметь разнообразную форму и дизайн, на них с помощью пиктограмм указывается функционал.

Вопросы выбора и ремонта подрулевых переключателей

Посредством подрулевых переключателей осуществляется управление критически важными для безопасного вождения приборами и системами, поэтому эксплуатации и ремонту данных узлов нужно подходить ответственно. Включать и выключать рычаги следует без чрезмерного усилия и ударов — это продлит их срок службы. При первых же признаках неисправности — невозможность включения тех или иных приборов, нестабильная работа этих приборов (самопроизвольное включение или выключение во время движения), хруст при включении рычагов, заклинивание рычагов и т.д. — переключатели необходимо как можно скорее отремонтировать или заменить.

Наиболее частой проблемой данных устройств является окисление, деформация и поломка контактов. Данные неисправности могут устраняться чисткой или правкой контактов. Однако если неисправность возникла в самом переключателе, то имеет смысл выполнить замену всего узла. На замену следует покупать те модели и каталожные номера подрулевых переключателей, которые указаны производителем транспортного средства. Выбирая устройства других типов, вы рискуете просто потратить деньги, так как новый переключатель не встанет на место старого и не будет работать.

При верном выборе и бережной эксплуатации подрулевой переключатель будет надежно работать на протяжении многих лет, обеспечивая комфорт и безопасность автомобиля.

Источник

Поделиться с друзьями
Светим и рулим