С чего начать диагностику автомобиля?

Как самому сделать диагностику автомобиля?

Описание процесса того, как сделать диагностику автомобиля самому: программное обеспечение и алгоритм действий для самостоятельной диагностики, тонкости и нюансы. Фото и видео. Описание процесса того, как сделать диагностику автомобиля самому: программное обеспечение и алгоритм действий для самостоятельной диагностики, тонкости и нюансы. Фото и видео.

Несмотря на тот факт, что специалистов по диагностике достаточно, а станции техобслуживания – на каждом шагу, провести диагностику своего автомобиля собственными силами могут захотеть многие автомобилисты. Причиной тому – нежелание слишком часто обращаться к диагностам СТО, да и дело это затратное.

Иногда встречаются такие «специалисты», что уж лучше потратить немного времени на изучение вопроса и сделать диагностику самому. Это позволит выявить ошибки и, если они незначительные, то устранить их самостоятельно. А если потребуется устранить серьезные неполадки – обратиться к мастерам техобслуживания.

Никто не будет спорить, что регулярно проверять состояние основных узлов и агрегатов своего автомобиля – важный вопрос. Это позволит быть уверенным в нормальной работе ТС. Если есть какие-то неисправности – не запускать процесс, а своевременно их ликвидировать. Вот почему самостоятельная диагностика – актуальный вопрос.

Какие особые способности или приборы нужно иметь, чтобы провести ее? Если разобраться, изучить и освоить процесс самостоятельной диагностики по силам рядовому автолюбителю, который дружит с компьютером. Этому стоит научиться каждому, кто за рулем.

Компьютерная диагностика автомобиля

Автомобиль – сложная система электронного оборудования. Устройство ТС с каждым годом все более совершенствуется, выходят новые модели, оснащение становится технологичнее.

Электронный блок управления машины состоит из комплекса систем и устройств, которые отвечают за разные функции и действия. Системы обмениваются данными через шину, а каждый блок систем автомобиля имеет выход на диагностический разъем.

Этот встроенный разъем дает возможность собрать данные по неисправностям, контролировать процессы и перепрограммировать системы. Автомобили, выпущенные после 1996 года, оборудованы бортовым компьютером с диагностическим разъемом OBD-2. Этот стандарт подключения совместим с любыми ПК.

При осуществлении своими силами компьютерной диагностики даже те, кто находится в самом начале освоения этого навыка, получают много преимуществ:

    нет необходимости часто посещать СТО, а только если поломка действительно серьезная;

экономия денежных ресурсов;

проверить, насколько качественно вам провели техобслуживание;

если вы хотите приобрести автомобиль и осматриваете его, появляется возможность выяснить подробности технического состояния;

  • легко можно выяснить, какая неисправность вызвала высвечиваниие «Check engine», затем ликвидировать ее.
  • Устройства для диагностики

    С целью компьютерной диагностики надо иметь: ноутбук с функцией Bluetooth (планшет или смартфон с Bluetooth), софт по диагностике (одна программа или несколько) – его нужно установить заранее на то устройство, с которого будет вестись проверка, а также сканер-адаптер. Если не работает Bluetooth, подойдут адаптеры, которые подсоединяются к порту автомашины посредством компьютерного соединительного кабеля.

    Устройства могут быть любые, лишь бы был обеспечен выход на экран: планшет, ноутбук, смартфон, ПК. Самым удобным и мобильным вариантом будет смартфон, который занимает минимум места, а функции и память у него сопоставимы со средним ПК.

    Существует множество видов адаптеров, которые продаются и широко доступны. Среди них есть такие, которые предназначаются для автомашин конкретных марок. Существуют и универсальные, подходящие для автомобилей разных производителей.

    В автосервисах работают с профессиональными приборами, которые считывают данные конкретных марок авто. Любители часто приобретают простенькие и недорогие сканеры, которые обладают универсальностью. Например, универсальный адаптер (диагностирует многие марки машин) KKL USB VAG-COM 409.1 (стоит около 1 тысячи рублей).

    Продаются мультимарочные сканеры, предназначенные для использования диагностами начального профессионального уровня, они дороже. Автомобильный сканер BLACK CDP+ 2016 стоит 7500 рублей и подходит для диагностики автомашин большинства производителей.

    Известный у автомобилистов сканер «Вася-Диагност» работает с машинами из группы «VAG» (Audi, Skoda, Volkswagen), стоит около 6000 рублей.

    Универсальный сканер ELM327 OBD2 bluetooth имеет хорошее качество и нормальную цену, поддерживает автомобили всех марок, вышедших в продажу с 1996 года. Его можно купить по цене 1500–2000 рублей.

    Очень популярный у автолюбителей ELM327 1.5 произведен в Китае и стоит около 5 долларов США. Считается надежным, работающим со всеми новыми и старыми машинами, передача данных – по Bluetooth.

    Оснащенные технологией Bluetooth автосканеры умеют:

      распознавать коды ошибок и расшифровывать их: читать данные двигателя, коробки АКПП, ABS, причем интерфейс приборов на русском;

    наблюдать за значением датчиков в реальном времени: на дисплей выводятся данные по расходу топлива, напряжению бортовой сети, температуре охлаждающей жидкости, оборотам двигателя, скорости движения авто, состоянию топливной системы, напряжению датчика кислорода;

    стирать найденные ошибки из ЭБУ машины;

    загружать и настраивать расширенный набор кодов ошибок по авто конкретных марок;

  • автоматически отправлять логи и значения датчиков на сервер.
  • Программное обеспечение для самостоятельной диагностики

    Весь процесс диагностики происходит по следующей схеме. Программа-диагност через COM-порт отправляет импульс на тестер и контроллеру автомобиля. В ответ контроллер возвращает свой импульс. Получив его, утилита обрабатывает и выводит результат на смартфон или компьютер. Этот обмен данных происходит по протоколу, который может быть у каждого автопроизводителя свой. В основной массе случаев все же диагностика автомобиля происходит по протоколу ODB-2.

    Диски с необходимым софтом поставляются в комплекте с адаптером. Помимо этого, есть возможность самостоятельно скачать их в интернете – они доступны в бесплатном и платном варианте. Диагност-утилиту следует выбрать, исходя из марки автомобиля – в сети можно найти много рекомендаций и отзывов по работе диагностического софта.

    Использовать при диагностике можно только одну программу, а можно установить их три-четыре сразу, чтобы во всех деталях разобраться с поступающей от бортового компьютера информацией.

    Утилиты выводят на экран используемого устройства базовые параметры, которые поступают от разных систем машины. Становится доступна информация, по каким параметрам и условиям функционирует система, появляются коды ошибок, а также расшифровки этих кодов. После обнаружения причин ошибок и успешного устранения программа стирает сведения об ошибках из памяти.

    Популярные программы:

    «Uniscan»-софт может проводить проверку автомашин всех производителей (Европа, США, Корея, Япония), начиная с 2001 года выпуска: Ford, Chevrolet, Nissan, Toyota, KIA, Daewoo, BMW, Opel и др.

    «Мотор-Тестер» – мощная утилита для профессионального применения, она диагностирует не только автомобили иностранного производства, но и российские ВАЗ, УАЗ, ГАЗ.

    «Vagcom» и «Vag Tool» – эти две программы применяют для диагностики авто VAG группы – Ауди, Сеат, Фольксваген, Шкода.

    Для тех устройств, которые работают на Андроиде, самой лучшей программой считается «Torque». Она может легко сделать диагностическую проверку, проста в управлении и понятна каждому пользователю. Бесплатная версия обладает хорошим объемом функций, а платная уже представляет собой практически аналог бортового компьютера, который в реальном времени отслеживает все параметры машины.

    Порядок действий при самостоятельном диагностировании

    Соблюдая простой несложный алгоритм, можно успешно осуществить диагностику машины своими силами, не затрачивая много усилий и ресурсов.

      Включить ноутбук, планшет либо смартфон с установленной на него заранее программой автодиагностики.

    Отыскать в автомобиле нужный нам диагностический разъем. Как правило, этот разъем находится где-то возле рулевой колонки. Иногда прячется в приборной панели, а в старых машинах его можно найти даже под капотом.

    Не заводя мотор, вставить сканер и дождаться, когда засветится светодиодный индикатор подключения. Включать зажигание, только когда выполнены все настройки как сканера, так и ноутбука.

    Активировать функцию Bluetooth на смартфоне (другом устройстве) и произвести сопряжение устройств. Понять, что процесс благополучно стартовал и все готово к работе, можно, когда адаптер просигналит светодиодным индикатором.

    Запустить программу диагностики, подключить информационный поток данных от бортового компьютера автомобиля. Диагност должен сообщить, что автомобильный компьютер обнаружен, и начать обрабатывать поступающие данные. Затем программа выдаст на экран ключевые параметры.

    Давайте программе команды по проверке разных параметров, выбирая нужные иконки. Данные начнут отображаться на компьютерном экране. Далее программное обеспечение выдаст коды ошибок, обнаруженные в ходе работы. Их можно сразу же, если есть подключение к интернету, расшифровать в сети. А также можно скопировать, записать, чтобы потом обратиться к расшифровкам ошибок, базы которых в интернете всегда есть в легком доступе.

  • Коды ошибок стоит не удалять сразу, а сохранить в файл, чтобы позже расшифровать по интернет-базам и спокойно проанализировать.
  • Проверку можно производить на холостых оборотах. Иногда, делая проверку, даже нет необходимости заводить мотор. По окончании диагностики, когда ошибки найдены и расшифрованы, появляется выбор.

    Если неисправность вызывает серьезные опасения, можно показать автомобиль специалисту, уже зная, в чем состоит проблема. Или же попытаться выполнить ремонт своими силами.

    Иногда ошибку выдает не выход из строя какого-то устройства, а элементарный обрыв или замыкание проводки. Поэтому всегда первым делом стоит проверить проводку, а уж затем рассматривать замену дорогостоящих деталей.

    Заключение

    Компьютерную диагностику на самом деле не так уж сложно освоить, хотя бы на начальном уровне. А с опытом базовые знания расширятся, и можно будет приступить к более профессиональной диагностике.

    Видео про диагностику автомобиля:

    Сделать диагностику автомобиля: как ее провести самому

    Немало автолюбителей могут дать ценные советы на тему того, как произвести диагностику автомобиля, не прибегая к услугам специалистов. Сделать диагностику автомобиля можно специальными приборами, это значительно сократит риски того, что при покупке машины вас обманут. А еще диагностика автомобиля самим водителем позволит вам значительно сэкономить на сервисных интервалах, динамических ошибках и многом другом.

    Компьютерная диагностика автомобиля

    Диагностика автомобиля компьютерным способом предполагает чтение ряда ошибок, чтобы оценить общее состояние машины при помощи опроса электрических систем.

    Необходимость проведения такой диагностики обусловлена такими факторами:

    • чтобы оценить состояние автомобиля при покупке;
    • выявить причины ошибки «чек инжин»;
    • чтобы оценить масштабы проведения сервисных работ.

    Чтобы провести диагностику автомобиля компьютерным способом, вам потребуются на выбор:

    • ПК;
    • нетбук;
    • ноутбук;
    • планшет;
    • смартфон;
    • портативный сканер.

    Чтобы сделать такую диагностику самостоятельно, нужно знать следующее:

    • где расположен диагностический разъем в машине;
    • навыки обращения с прибором, который оснащен программным обеспечением;
    • как работать с информационными базами в интернете;
    • уметь расшифровывать коды ошибок и сокращения.

    Диагностика автомобиля посредством сканера

    Почти все СТО и мастерские располагают такими диагностическими приборами, как сканеры или тестеры. Чаще всего диагностику автомобилей проводят посредством:

    • сканеров кодов;
    • мотор-тестеров.

    Сканер кодов диагностики представляет собой прибор на основе микропроцессора, который считает информационные коды из памяти электронного блока управления. Его для этого подключают прямо к диагностическому разъему. Сканер позволяет выполнять следующие действия:

    • расшифровать коды;
    • считывать из памяти коды ошибок;
    • классифицировать коды на текущие и установленные;
    • интерпретировать электронный блок текущих значений от датчиков;
    • активизировать некоторые элементы автомобильной системы;
    • перезаписывать в блок коэффициенты.
    Читайте также  Как утеплить салон автомобиля своими руками?

    А вот мотор-тестер – это универсальный диагностический сканер, которым можно измерять параметры работы ДВС. Информация измеряется посредством датчиков и пробников, которые могут идти в комплекте со сканером.

    Мотор-сканером можно измерять такие параметры:

    • температуру масла;
    • напряжение АКБ;
    • частоты движений коленвала;
    • генераторный и стартерный ток;
    • напряжение цепи зажигательной системы;
    • давление и разряжение впускного коллектора и т.д.

    Тестеры оснащены цифровыми осциллографами, поэтому они являются высокоточными измерителями данных.

    Можно ли провести диагностику автомобиля при помощи смартфона?

    Нередко автолюбителя проводят проверку технического состояния автомобиля посредством планшета либо мобильного телефона, в котором присутствует специальная программа. Можете отыскать видео в Интернете, где планшет или телефон применяется как бортовой компьютер и показывает точные показатели оборотов двигателя, температуру топлива и его расход и многое другое. Эти гаджеты могут быть применены не только как датчики, но и как сканеры для полноценной диагностики автомобиля, если их подключить к специальному беспроводному устройству.

    Подобный прибор нужно подключить к штатному диагностическому разъему на машине, который чаще всего расположен с левой стороны от рулевой колонки, потом посредством Bluetooth он начинает передать в ЭБУ двигателя коды ошибок и прочие данные. Помимо определения кодов ошибок, с помощью телефона можно получить полное их описание и расшифровку. А еще такой способ диагностики можно применять и на ходу автомобиля, устройство без труда будет считывать информацию с блока управления.

    Итак, как же правильно провести диагностику самостоятельно при помощи того же смартфона или планшета? Все очень просто:

    • подключите к автомобильному разъему адаптер;
    • соедините его с планшетом или телефоном через «Блютуз»;
    • активируйте соответствующее ПО.

    Такой способ диагностики подходит для владельцев практически всех автомобилей младше 20 лет. Что же касается марок, то так можно проводить диагностику машин «Тойота», «Киа», «Хюндай» и т.д. А вот некоторые автомобили марки ВАЗ (например, 2109) не оснащены специальным портом, тогда можно вместо адаптера использовать ДАТА-кабель. Приобрести его не составит труда, поскольку ассортимент подобных кабелей огромен. Очень важно подобрать его в зависимости от марки автомобиля. Кроме того, нюансы диагностики зависят от используемой программы.

    Программы для диагностики автомобилей

    Некоторые автолюбители на профильных форумах рекомендуют для диагностики применять программу Torque Pro. Ее возможности таковы:

    • с ее помощью можно мониторить все параметры автомобиля в режиме онлайн;
    • возможность проведения полной диагностики вместе с GPS-трекером , или без;
    • программа работает на платформе ОС «Андроид».

    Некоторые программы имеют возможность автоматически отправлять СМС с кодами ошибок, которые вы можете предоставить на СТО для ремонта автомобиля.

    Если у вас старый телефон, работающий на ОС Windows Mobile, и поддерживает Java, то рекомендуем установить программу Check-Engine. Она может выполнять такие функции:

    • в режиме онлайн выводить параметры работы ДВС;
    • проводить расшифровку и удалять ошибки из памяти блока;
    • отправлять СМС-ки с кодами ошибок и неисправностей автомобиля.

    Итак, как видите, при наличии всего трех составляющих (телефона или планшета, установленной специальной программы и адаптера) мы можем провести полноценную диагностику своего автомобиля.

    Самостоятельно провести компьютерную диагностику машины – это не только легко, но еще и очень интересно. Вы можете только с помощью телефона выявить погрешности автомобиля при покупке и попросить сделать скидку, ссылаясь на их наличие. Кроме того, вы защитите себя от обмана при совершении сделки с подержанным авто.

    Механическая диагностика автомобилей

    Сделать автомобильную диагностику своими руками можно и без применения телефона и других чудес современной техники. Например, вы можете проверить автомобиль по акустическому шуму, благодаря чему вы сможете проанализировать состояние сопряжений при запущенном двигателе. При этом стоит учитывать разницу в скоростях вращения обоих валов движка. И помните, что частота вращения распредвала вдвое ниже аналогичного показателя коленвала. Неисправности могут быть двух видов:

    • неисправности в ГРМ;
    • в цилиндропоршневой группе.

    Подготовка и проведение диагностики

    Для начала нужно провести подготовительные мероприятия:

    • регулируется сам двигатель и его системы;
    • проверяются все навесные агрегаты;
    • проверяют крепления. Источником шума могут быть они.

    Чтобы облегчить работу, разделите шумы на зоны, чтобы проще выявить источник проблемы. Подвеску автомобиля можно диагностировать с помощью стетоскопа, оснащенного механическим датчиком.

    Чтобы лучше прислушаться к нужной зоне, возьмите трубку для прижатия из дерева. Послушайте сначала навеску, чтобы получить более достоверные сведения по шумам. Отключите насос ГУР, генератор или помпу, снимите ремни для крепежей. Навеску нужно внимательно прослушать в узлах трения и сравнить эти звуки с теми, которые вы слышите в новых узлах.

    Автомобильный движок нужно слушать при целиком холодном или целиком прогретом состоянии и на различных оборотах. Чтобы правильно проанализировать шумы изменяйте обороты с разной динамикой. Для того чтобы определить увеличение теплового зазора в клапане, помните, что на холостых присутствует характерное таканье. Если тепловой зазор отрегулирован верным образом, то тогда источником неисправности будет неравномерный износ поверхностей, которые касаются друг друга.

    Характеристика звуков

    Иногда при холодном запуске двигателя может появиться стрекотание, которое прекращается при прогреве мотора. В основном это нормально, но если характерный звук не умолкает, это говорит о наличии неисправностей в плунжерной паре толкателя. Он сигнализирует об износе направляющих втулок клапанов, что подтверждается подношенными сальниками. Если звук достаточно резкий, значит, зазор между гнездом в блочной головке и толкателем крана достаточно велик. При прогревании двигателя звук медленно пропадает.

    При этом этот звук не сильно опасен, а вот глухой звук, частота которого двое меньше частоты движения коленвала, говорит о том, что нужно заменить подшипники распредвала. Его хорошо слышно при прогревании мотора на холостых оборотах. Бояться не нужно, но проверьте ГРМ как можно скорее.

    Если вы слышите слабый звонкий звук, то это может быть свидетельством большого зазора между поршневой юбкой и стенкой цилиндра. Это не слишком страшно, то не откладывайте ремонт надолго.

    Какие звуки считаются опасными?

    Особое внимание нужно обратить на звонкий стук из ЦПГ. Это может сигнализировать о поломках в сопряжении шатуна и шатунной шейки. При увеличении оборотов стук усиливается, а проходит при отключении цилиндра от системы зажигания. Если у вас дизельный мотор, то можете несколько расслабить гайку форсунки, чтобы перекрыть подачу топлива. Такая неполадка чаще всего является следствием неправильной эксплуатации автомобиля.

    Если вы слышите глухой стук, значит, имеется большой зазор в коренных подшипниках на коленчатом валу. Если он усиливается при быстром понижении мотора, значит, что давление масла находится ниже нормы, и могут быть серьезные проблемы.

    Хлопки сигнализируют об ослаблении цепей или проблемах с цепным механизмом. Их слышно сильнее на холостых или же при резком сокращении оборотов.

    Как видите, некоторые неполадки автомобиля можно выявить посредством прослушивания тех или иных зон, причем делать это не так сложно.

    Однако, конечно же, компьютерная диагностика будет более полной и достоверной. Стоит добавить, что в СТО проведение компьютерной диагностики стоит небольших, но денег. А зачем их тратить, если все можно сделать самому, имея на руках лишь телефон и специальных адаптер. А сэкономленные деньги лучше потратить на себя или на автомобильные аксессуары.

    Autek. Обновление базы данных

    СТАТЬИ

    Основы компьютерной диагностики автомобилей для чайников. FAQ 11.08.2013 05:54

    Это даже не столько отчет, сколько попытка поделиться инфой : быть может, кому-то это сможет помочь.

    Предупреждение: Важно! Некоторые операции, при неправильном применении могут привести к неприятным последствиям. Поэтому нужно делать только то, в чем уверен на 100%.

    О чем речь.
    Большинство автомобилей имеют специальные диагностические разъемы, через которые может быть организован обмен данными между блоками управления автомобиля и специальным диагностическим оборудованием. В качестве оборудования может выступать обычный компьютер, подключаемый через специальный адаптер. Существуют разные компьютерные программы, с помощью которых можно получить сообщения об ошибках, прочесть данные с различных блоков и систем.

    Без такой диагностики поиск и устранение неисправностей в современных автомобилях почти невозможно.
    Простые диагностические операции может освоить каждый автолюбитель.
    Зачем это нужно.
    Экономить время, деньги и нервы.
    Например, машина стала плохо ехать. Вы подключаете диагностический адаптер, и видите, что расходомер воздуха выдает значения.. ну, скажем 10..60 вместо 10..150. Заказываете новый, и в удобное для себя время меняете его самостоятельно или с помощью квалифицированного специалиста. Или, к примеру, выявляете обрыв цепи датчика температуры ОЖ. За пару минут все исправили.. Не пришлось звонить, записываться, терять полдня в дорогостоящем сервисе. А если учесть, что грамотных диагностов на всяких СТО очень мало, иногда можно самостоятельно выявить и более сложные неисправности.

    Но не все так просто, конечно. Для того чтобы знать, что делать, куда давить, куда смотреть, и что все это означает, нужно знать устройство автомобиля, разобраться с программой, кодами ошибок, процедурами проверки и т.д.
    Тем не менее, даже примитивных операциях чтения ошибок, уже можно выиграть время и деньги.
    Что для этого нужно.
    1) Адаптер.
    2) Компьютер.
    3) Программа.
    4) Информация.
    Адаптер.
    Это такая кучка радиодеталек, собранных в хитрую схемку, которая позволяет обеспечить обмен данными между портом компьютера и разъемом автомобиля по соответствующему протоколу. Это посредник, согласовывающий (адаптирующий) эл. параметры.
    Компьютер.
    Соединительный кабель от адаптера втыкается в ком-порт компьютера (вариант USB следует оговорить отдельно) Требования к компьютеру минимальны. У меня всё заработало на древнем P100. ОС — W98 и выше. В случае с КПК, есть диагностические программы для ОС Pocket PC.
    Принципиальные момент — десктоп или ноутбук или .
    Об этом подробнее.
    Если у вас есть такое место, где можно установить компьютер для диагностики, и к нему можно подъехать машиной, то можно обойтись и самым примитивным десктопом. Это можно сделать в частном доме (выкинуть кабель в форточку), гараже, на работе — в боксе, складе, и т.п. Следует учесть, что слишком длинный кабель может стать причиной плохой связи, либо отсутствием таковой. Метров 5 будет нормально. Если больше — надо пробовать. В цепочке компьютер-адаптер-авто следует удлинять участок адаптер-авто. Главный недостаток десктопа — нельзя снимать показания в динамике. Дело в том, что некоторые параметры проверяются при полной нагрузке двигателя — 3я передача и газ в пол. Тут без ноутбука (или КПК) не обойтись. Но чаще всего, такие тесты — для , для скурпулезного поиска сложных неисправностей, диагностики турбины, и пр. А для того, чтобы просто прочесть/стереть ошибки, посмотреть основные параметры, динамика не требуется. Кроме того, многие сервисные процедуры и проверки выполняются именно на холостом ходу. Иногда, запуск двигателя и вовсе не требуется (например, чтобы перепрограммировать «напоминалку» замены масла в приборной доске). Поэтому, установка старенького компьютера в гараже для диагностики — вполне разумное и бюджетное решение.
    Ноутбук всем хорош, но не все имеют ком-порт.
    Типовые решения
    — покупка по дешевке древнего б/ушного ноутбука с ком-портом исключительно для диагностики.
    — покупка специального диагностического адаптера для USB — порта.
    — покупка прибамбаса PCMCIA — > COM (недешево) и работа с обычным адаптером для ком-порта.
    КПК — тоже компьютер . На первый взгляд, никаких COM-портов у него не видно, но об этом отдельно.
    Программа.
    Программа, установленная на компьютере посылает сигналы через ком-порт (или USB-порт) в адаптер, который в свою очередь транслирует их на контроллер в автомобиле. Контроллер посылает ответные сигналы, которые программа получает и интерпретирует (визуализирует).
    Обмен управляющими сигналами и данными происходит согласно определенному протоколу. Как правило, каждый автопроизводитель имеет свои протоколы обмена.
    Есть как бы универсальный протокол ODB-II, но он не везде поддерживается, и его возможности ограниченны.

    Читайте также  Что такое антипробуксовочная система в автомобиле?

    Разные программы обычно приспособлены для работы с каким-нибудь одним протоколом и его модификациями.
    Здесь и далее в основном речь идет о тестировании VAG (Audi, VW, SEAT, Skoda), хотя общие моменты для всех одинаковы.
    Де-факто, стандартом для компьютерного тестирования автомобилей VAG стала программа «VAG-COM» или ВАГ КОМ. Она обеспечивает обмен данными по родным, ваговским диагностическим протоколам. Её автор — энтузиаст из америки Uwe Ross, а ныне — успешное предприятие :
    http://www.ross-tech.com/vag-com/index.html
    По сети гуляет множество разных копий, кряков, и есть даже полностью русифицированный вариант.
    Имейте в виду, что программа — не доктор, и не руководство по ремонту. Она не может поставить диагноз. Всё, что она делает — это вывод (на экран, на печать, или в лог-файл) данных, полученных из авто. И всё. Только некоторые вещи получили некоторую автоматизацию — например, опрос контроллеров по заранее записанным адресам, и пр. Правда, у VAG-COM есть пару фишек.

    Первое — это коллекция т.н. lbl-файлов, в которые упрощают понимание данных конкретного контроллера, обеспечивают правильные подписи под цифрами, и пр. Эти файлы можно редактировать, или создавать свои, соблюдая определенный формат.
    Вторая фишка — это коллекция кодов ошибок (она хранится в шифрованном файле). Дело в том, что контроллер выдает только цифру — код ошибки. А значение кода для официально никем не публикуется. Поэтому нужно было извлечь из официальных мануалов тысячи текстовых строк, благодаря чему, на экране вы можете увидеть ещё и текст, например:
    19521 4C41 P3065 Ventil 3 fur Ladedruckbegrenzung-N388 Kurzschluss nach Masse
    (так напишет фирменный прибор, а в VAG-COM это на английском).
    Шифрование не помешало одному умельцу из сопредельного государства перевести коллекцию кодов на русский, и зашифровать обратно:
    19521 4C41 P3065 Клапан 3 ограничения давления наддува-N388: короткое замыкание на массу
    Нет гарантии, что какая-то ошибка есть в коллекции. Вполне возможно, что будет только цифра. Тогда нужно искать источники типа ELSA ( ЭЛЬЗА). Отдельные списки ошибок с переводами уже начали появляться в сети.
    И тут мы подходим к разделу..


    Информация.
    Данные компьютерной диагностики совершенно бесполезны, если вы не знаете устройства своего автомобиля, расположение и назначение разных узлов и деталей, способов из проверки, и замены. Кроме того, нужно понимать, что означают цифры, которые вы видите. Нужно знать, какими они должны быть. Например, показания расходомера воздуха должны лежать в определенных пределах на разных режимах. Вам придется их узнать. Также и по другим датчикам. Неправильная работа датчика не всегда приводит к появлению записи об ошибке. Т.е. опрос блока говорит, что ошибок нет, а на самом деле, датчик температуры врёт. (Для многих двигателей есть подсказки в лейбл-файлах VAG-COM). Кроме чтения данных, есть еще несколько функций, для которых необходима точная информация. Например, — некоторые параметры работы ECU нужно корректировать после ремонтов / замен, и пр. Для доступа к адаптации нужно ввести секретный код. Его тоже нужно знать. (Output Tests) — тест некоторых систем, не имеющих обратной связи. После запуска теста что-то должно менять звук, что-то щелкать, что-то моргать — нужно знать, где, что и как. Полную информацию по конкретной машине можно найти только в ELSA. Но иногда достаточно проконсультироваться в какой-нибудь конфе . На самом деле всё не настолько сложно. Но знания добываются с трудом .

    Экспресс-курс для автодиагноста. Теория

    Представляем вашему вниманию серию видеоуроков по автомобильной диагностике.

    Курс будет полезен начинающим диагностам, специалистам с опытом и владельцам автосервисов.
    Это не просто обучение – как нажимать кнопки на сканере. Это глобальные материалы, которые научат интерпретировать результаты диагностики и дадут фундаментальные знания!

    Антикризисный сканер MaxiDAS DS808BT, используемый в видеоуроках, можно приобрести в нашем магазине: https://elm327rus.ru/autel-maxidas-ds808bt/

    Курс состоит из 2 частей: Теория (34 лекции) и Практика. По мере выхода новых уроков страница будет обновляться и дополняться видеозаписями.

    О лекторе:

    Константин Курганов – аттестованный преподаватель Autel и эксперт по диагностике автомобильных электронных систем.
    Уже 25 лет Константин занимается обучением автоэлектриков и автодиагностов. И теперь его уроки доступны бесплатно для всех диагностов.

    1/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС

    2/34: Процесс сгорания в бензиновом ДВС

    3/34: Основные системы управления бензиновым ДВС

    4/34: Структура системы управления бензиновым ДВС

    5/34: Как управляется бензиновый ДВС

    6/34: Режимы работы бензинового ДВС

    7/34: Контуры системы управления бензинового ДВС

    8/34: Топливный контур

    9/34: Воздушный контур

    10/34: Электрический контур

    11/34: Нагрузка на двигатель

    12/34: Датчики положения коленвала и распредвала (CKP, CMP)

    13/34: Структура систем управления бензинового ДВС. Датчики положения педали газа (APS)

    14/34: Структура систем управления бензинового ДВС. Датчик положения дроссельной заслонки

    15/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Датчик абсолютного давления (MAP)

    16/34 Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Датчики системы управления. Датчики температуры

    17/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Датчик массового расхода воздуха (MAF). Теория

    18/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Датчик кислорода (L-зонд). Теория

    19/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Широкополосный датчик кислорода L-зонд и LSU

    20/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Датчик детонации

    21/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Датчик плохой дороги

    22/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Датчик NOX

    23/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Диагностика систем зажигания

    24/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Диагностика топливного контура

    25/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Диагностика систем холостого хода. Теория

    26/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Скважность управляющих сигналов. Теория

    27/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Диагностика системы улавливания паров топлива

    28/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Системы снижения токсичности. Теория

    29/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Лямбда-регулирование. Краткосрочная коррекция

    30/34: Алгоритм топливной коррекции по датчику кислорода. Лямбда-адаптация. Долгосрочная коррекция

    31/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Диагностика по параметрам топливной коррекции

    Порядок диагностики б/у автомобиля

    Диагностика автомобиля своими руками, безусловно, поможет вам сэкономить немного денег при покупке б/у машины. Ведь такая покупка – дело ответственное, поэтому и относиться к нему следует серьезно. Конечно, наём опытного специалиста или поездка на СТО будут оптимальным решением. Но предварительную диагностику автомобиля можно провести и самостоятельно.

    Ранее мы уже писали о том, как выбирать автомобиль с пробегом и на что в первую очередь стоит обращать внимание. Сегодня же мы опишем порядок предварительной диагностики б/у автомобиля своими руками.

    В конце статьи вы найдете наглядную видео-инструкцию по самостоятельной диагностике автомобиля перед его покупкой.

    Такая диагностика, само-собой, не заменит профессионального осмотра машины на СТО, но позволит вам сэкономить некоторую сумму денег, дабы не гонять все понравившиеся машины на проверку в автосервис.

    Подготовка к самостоятельной диагностике автомобиля перед покупкой

    Так как речь идет о б/у автомобиле с пробегом, то перед началом его осмотра и диагностики, неплохо было бы провести небольшую «разведку» и узнать историю машины. В большинстве случаев вам в этом поможет интернет, ведь в наш глобальный век информатизации многие автовладельцы дают объявление о продаже своего авто на всевозможных автомобильных сайтах и досках объявлений.

    Поищите в сети объявления о продаже заинтересовавшего вас автомобиля. Не останавливайтесь на одном сайте, поиск следует проводить хотябы на двух-трех автопорталах. Следует обратить внимание на дату (когда именно было размещено объявление). Ситуации бывают разными, но если авто «висит» в продаже уже несколько месяцев, то причин этому может быть несколько. Как правило, это или завышенная цена, или явные дефекты.

    Также еще до встречи с хозяином машины постарайтесь у него по телефону выяснить дополнительные подробности о данном автомобиле:

    1. Право собственности. Это может быть как хозяин автомобиля по техпаспорту, так и по доверенности. Во втором случае желательно уточнить, как долго этот собственник владеет машиной (перекупщик он или нет)? Если это перекупщик, то срок вряд ли превысит пару-тройку месяцев. Ну а ежели хозяин ездит на ней хотя бы год, то, скорее всего, он просто не захотел тратиться на оформление техпаспорта (что, впрочем, вполне объяснимо – сейчас многие ездят на машине по доверенности).
    2. Количество хозяев. 1 или 2 человека не должны внушать опасений, но если за 3 года у машины сменилось 5 владельцев – это повод серьезно задуматься над покупкой.
    3. Аварии и покраска. Уточните была ли машина в ДТП, имеет ли какие-либо повреждения и дефекты кузова, которые могут обнаружиться при диагностике, и т. п. вопросы.

    Естественно, что идеальный вариант – это когда продавец будет первым владельцем автомобиля и сможет показать сервисную книжку, со всеми отметками о пройденных ТО и ремонтных работах. Это жирный плюс, так как мастера на официальной станции вряд ли станут утаивать информацию. Да и сомневаться в их компетенции поводов, как правило, нет. Но такие случаи довольно редки, так что рекомендуем держать ухо востро.

    Осмотр кузова и салона автомобиля

    Перед тем как начать полномасштабную диагностику автомобиля стоит крепко уяснить, что кузовные работы являются самыми дорогими, так что пренебрегать данной проверкой нельзя, иначе цена ремонта может оказаться просто космической.

    Не стоит обольщаться на рассказы хозяев, что машина не бита и не крашена. Такие автомобили – исключение. Но в этом нет ничего страшного, ведь если авто красилось, то совсем необязательно, что оно побывало в серьезной аварии. Перекрасить машину могли и в косметических целях.

    То же самое касается и подкрашиваний. Главное убедиться, что в подкапотном пространстве и в багажнике все в порядке. Там не должно быть следов шпатлевки, разноцветных участков, капель краски. Если таковые имеются – это верный признак, что автомобиль побывал в ДТП, были погнуты или рассверлены лонжероны (силовые элементы кузова) и от такой покупки лучше воздержаться.

    Читайте также  Ecm что это в автомобиле?

    Далее рекомендуем проверить внешние элементы кузова. Для этого машина должна быть чистой. Особое внимание при осмотре и диагностике следует обратить на следующие моменты:

    • Зазоры между деталями должны быть равномерными;
    • Все кузовные элементы должны иметь одинаковый цвет и оттенок;
    • Осмотрите кузов на отсутствие коррозии. Как правило, она возникает внизу дверей, у дренажных отверстий, на кромках колесных арок, порогах и некоторых других участках.

    Лакокрасочное покрытие тоже нуждается в тщательном осмотре – шагрень лака должна быть одинаковой. Кроме этого, не лишним будет вооружиться специальным прибором для измерения толщины лакокрасочного слоя (толщинометром). Но если такого в арсенале нет, то во время подобной диагностики допускается использование простого магнита. Его необходимо прикладывать к разным точкам кузова, и если под краской находится плотный слой шпатлевки, то магнит будет держаться на нём заметно хуже, чем на целых поверхностях.

    Салон – не менее важная часть автомобиля. Он должен быть чистым и опрятным. Небольшие потертости будут иметь место, но стертые до основания руль и накладки педалей должны насторожить и заставить подробнее узнать о пробеге авто. Но в данном случае стоит учитывать некоторые нюансы. Так, например, рули автомобилей Skoda быстро изнашиваются и уже к 120 000 км пробега будут далеко не в лучшем состоянии. Следовательно, подобные аспекты желательно узнавать заранее на автомобильных форумах и у специалистов.

    Не лишней станет и проверка работоспособности элементов салона: подрулевых лепестков (если имеются), омывателей, стеклоочистителей, кондиционера или климат-контроля, печки, регулировки кресел и руля, стеклоподъемников и так далее.

    Диагностика подвески, рулевого управления и тормозов

    Менять какие-то детали ходовой части автомобиля придется в любом случае. Поэтому важно, чтобы эти расходы были минимальными. Если нет возможности отогнать авто для проведения диагностики на «яму», рекомендуем проехаться на нем как по ровному асфальту, так и по грунтовой дороге. В это время следует выключить музыку, открыть окна и внимательно прислушаться к посторонним звукам.

    1. Стуки и вибрация на руле могут говорить как о наличии неисправностей в подвеске, так и в рулевом управлении.
    2. На ровной дороге руль не должно тянуть в сторону, а в поворотах он обязан возвращаться в «ноль».
    3. На разной скорости усилитель руля, если таковой имеется, будет менять усилие на «баранке». Данный момент также стоит отметить.
    4. Что касается подвески, то на ухабах и неровностях не должно слышаться постоянных пробоев стоек, скрипов амортизаторов и других посторонних звуков (инструкция как проверить амортизаторы на машине).
    5. Недопустимо, чтобы во время езды автомобиль «рыскал» по дороге. Подобный эффект чаще всего отмечается на высоких скоростях у автомобилей с неисправной подвеской.
    6. Колодки обязаны работать тихо, не скрипеть и не свистеть. При торможении на руле не должно быть вибраций (их наличие – верный признак покоробленных тормозных дисков).
    7. Внимательно осмотрите покрышки: на сколько равномерный их износ, одинаков ли рисунок. Если одна сторона шины изношена сильнее другой, налицо проблемы в геометрии ходовой (нарушены углы развала-схождения).
    8. Все электронные системы безопасности (ABS, ESP и т. д.) также должны работать.

    Всё выше перечисленное указывает на неисправности в подвеске, рулевом управлении или ходовой. Если вы не сумеете самостоятельно оценить техническое состояние указанных узлов, лучше будет доверить диагностику автомобиля специалистам.

    Диагностика трансмиссии и двигателя автомобиля

    Диагностика трансмиссии заключается в проверке работоспособности коробки переключения передач (КПП) и сцепления (на автомобилях с механической КПП). С большой долей вероятности самостоятельно вы сможете проверить только «механику»:

    • Передачи должны включаться и выключаться четко;
    • При трогании с места «дёргания» и рывки недопустимы (при условии, что вы умеете водить автомобиль с МКПП);
    • На некоторых автомобилях определенные передачи просто не имеют синхронизаторов, поэтому с первого раза могут не включиться – об этом аспекте также нужно помнить.

    Что касается АКПП (гидротрансформаторные коробки, вариаторы, преселективные трансмиссии, роботизированные КПП), то проверять их необходимо исключительно на СТО. Более подробно о достоинствах и недостатках автоматических КПП рекомендуем почитать в нашей статье «Что лучше: робот, автомат или вариатор».

    После проверки КПП можно переходить к диагностике двигателя. Это важнейшая часть автомобиля. Начать диагностику силового агрегата следует с визуального осмотра.

    1. Если мотор стерильно чистый – это должно насторожить. Часто двигатель моют для того, чтобы скрыть подтеки моторного масла. Но не всегда. Бывает, что хозяин просто любит содержать автомобиль в чистоте.
    2. Если же движок пыльный – значит, никаких попыток что-либо скрыть не предпринималось.
    3. Уровень технических жидкостей в бачках также должен быть оптимальным (между отметками min и max).
    4. Стоит поинтересоваться о периодичности замены масла, фильтров, свечей и ремней. Но верить хозяину на слово не стоит – ремни необходимо поменять сразу же после покупки машины.

    После внешнего осмотра заведите двигатель и послушайте как он работает. Мотор должен работать на холостом ходу ровно, без «троения», визга и скрипов. Во время езды машина должна ускоряться без явных провалов после нажатия на педаль газа. Из выхлопной трубы на прогретом двигателе не должно быть дыма и копоти.

    Если у вас появятся хоть малейшие сомнения в исправности мотора, настоятельно рекомендуем показать машину автослесарю-мотористу, для полноценной квалифицированной диагностики двигателя при помощи специального оборудования.

    И так, подведем итог. Провести диагностику б/у автомобиля перед его покупкой вполне возможно и своими руками, но полноценную диагностику на СТО (проверка компрессии, АКПП и другие моменты) такой подход не заменит. Расходы на профессиональный осмотр относительно невелики, зато это позволит вам не купить кота в мешке.

    Видео-инструкция по диагностике б/у автомобиля своими руками перед покупкой

    Как провести компьютерную диагностику автомобиля

    Полную картину состояния автомобиля можно узнать, используя современные технологии. Для этого совсем не обязательно ехать в СТО, все можно сделать самостоятельно у себя дома. Компьютерная диагностика автомобиля позволяет выявить неисправности и проверить работу целых узлов или отдельных элементов.

    Электронный блок управления автомобиля

    Электронная система автомобиля посредством датчиков и элементов управления может выполнять разного рода работу:

    • проверка текущего состояния машины;
    • настройка технических параметров;
    • устранение неполадок;
    • прогнозирование.

    Эта система называется “электронный блок управления” (ЭБУ). Она совместима с внешними техническими устройствами для проведения диагностики и других возможных манипуляций. Этот блок представляет собой систему, в которую включены:

    • контроллер;
    • процессор для обработки информации;
    • программное обеспечение;
    • средства соединения.

    Блок имеет разъем для адаптера, который преобразует данные, чтобы его могло распознавать внешнее устройство — компьютер, смартфон. Соединяются устройства посредством кабеля, возможно и беспроводное подключение.

    Возможности компьютерной диагностики авто

    Путем проведения электронной проверки систем автомобиля ЭБУ получает данные, которые на компьютере могут быть преобразованы в коды ошибок или графические показатели. Компьютерная диагностика автомобилей имеет такие возможности:

    • проверить качество техобслуживания;
    • точно спланировать необходимые автосервисные работы;
    • оценить состояние авто перед покупкой;
    • определить характер неисправностей.

    Чтобы воспользоваться этими возможностями, необязательно иметь глубокие познания в компьютерных технологиях. Достаточно обычных пользовательских навыков работы с компьютером, и иметь представление о системах автомобиля конкретной модели.

    Для расшифровки кода ошибок потребуется разобраться с каталогами, которые можно найти в интернете. Не имея никаких знаний, можно основную информацию узнать из графических схем, выдаваемых программой.

    Диагностика автомобиля через ноутбук своими руками

    Что нужно для проведения диагностики автомобиля через ноутбук своими руками:

    • компьютер (ноутбук) с функцией Bluetooth и Wi-Fi подключением;
    • сканер-адаптер;
    • софт — набор специальных программ для диагностики машин которых существует множество, можно выбирать любую понравившуюся;
    • доступ в интернет и сайт со списками кодов, обозначающих неполадки в системе.

    Если возникли трудности с беспроводным подключением, то понадобится еще дата-кабель для ноутбука.

    Ноутбук

    Для самостоятельной диагностики авто подойдет и стационарный компьютер. Ноутбук же из-за своей легкости и мобильности, возможности работать обособленно в любом месте, намного удобнее использовать для диагностики.

    Его технические параметры особого значения не имеют. Важно только наличие в нем COM-порта для подключения дата-кабеля и модуля беспроводной связи — лучше, если это будет Bluetooth, так как большинство адаптеров работают именно с ним.

    Если названных элементов не имеется — это не проблема. Можно купить съемные переходники и блютуз-адаптеры. В крайнем случае можно воспользоваться смартфоном — это бывает удобнее, если необходима проверка в полевых условиях. Полное исследование машины он не проведет, но экспресс-тест сделать сможет.

    Сканер

    Адаптер-спецификатор преобразует информацию бортового компьютера, чтобы она стала читаемой.

    Это устройство содержит:

    • чип-схему;
    • разъем для подключения;
    • модули передачи данных;
    • управляющую панель;
    • датчики подключения.

    Некоторые разновидности работают только с определенной маркой машины, при поиске стоит быть внимательней. Лучше выбирать универсальные адаптеры, такие как OBD-сканер «Smart Scan Tool» — он занимает лидирующие позиции по качеству и его сочетанию с приемлемой ценой. Практически любой машине он подходит, если она выпущена не ранее 1996 года.

    Программное обеспечение

    Диагностический софт чаще всего предоставляется в комплекте с адаптером. Есть большой выбор программ, можно скачать любую и пользоваться.

    Что они умеют делать:

    • считывают коды неисправностей и расшифровывают их;
    • выводят на монитор параметры всех систем машины;
    • ведут отчеты, журналы проверок;
    • удаляют из списка ошибки, если их причина устранена.

    Для примера можно выделить наиболее популярные приложения:

    • Uniscan — подходит для проверки автомобилей основных зарубежных производителей, начиная с 2001 года выпуска;
    • «Мотор-Тестер» — полупрофессиональный софт с полным функционалом, работает с большинством российских автомобилей;
    • «Vagcom» и «Vag Tool» — эти программы созданы специально для автомобилей, произведенных концерном VOLKSWAGEN — это Audi, Seat, Skoda, Bentley, Bugatti и другие.

    Перед проведением диагностической проверки нужно заранее найти и установить программу на ноутбук. Не лишним будет почитать информацию о ее возможностях и правилах использования.

    Процесс диагностики машины своими руками

    Всю процедуру можно расписать пошагово:

    • Подготовить все инструменты для проверки — ноутбук, адаптер, дата-кабель, если это оказалось необходимым — переходники.
    • Найти разъем для проведения диагностики. Обычно его встраивают в области рулевой колонки, иногда — на панели, под капотом.
    • Вставить сканер и включить — должен загореться индикатор.
    • Подключить ноутбук и сканер через Bluetooth-соединение.
    • Открыть диагностический софт, запустить считывание данных от автомобиля.

    Если все сделано правильно, программа сообщит о корректном подключении и начнет обработку информации. После проверки на экране появится отчет с основными параметрами.

    Интерфейс программы позволяет давать конкретные задачи на проверку, настраивать и исправлять. Для более тщательного анализа можно выгрузить коды ошибок в отдельный файл и запросить проверку на специальном ресурсе в интернете.

    Видео по теме: Диагностика автомобиля своими руками