Ebs что это такое в автомобиле?

Системы EBS – безопасно, комфортно, надежно

Какие существуют тормозные системы у грузовых автомобилей? Многие ответят, что знают ответ на этот вопрос.

Но что если мы попробуем рассмотреть тормозную систему, которая надежна в эксплуатации, поровну распределяет усилие между тягачом и прицепом, более экономична в обслуживании?

Вам стало интересно? Тогда давайте более подробно познакомимся с дисковыми тормозами грузовиков, оборудованными электронными тормозными системами, которые обеспечивают лучшую безопасность и управляемость в различных дорожных условиях.

Основные преимущества EBS

Преимущество электронной тормозной системы налицо:

  • Сокращение тормозного пути, как результат мгновенно реагирующей тормозной системы
  • Четкое распределение тормозного усилия между тягачом и прицепом
  • Снижение общего износа тормозов и покрышек, что приводит к сокращению расходов на обслуживание
  • Увеличение устойчивости тягача и прицепа во время движения

Как это работает

Дисковые тормоза грузового автомобиля, оборудованные системой EBS, управляются электроникой и срабатывают намного быстрей, чем тормоза с пневматическим приводом. Функция ABS включенная в систему способствует сокращению тормозного пути на дорогах со скользкой поверхностью.

Для максимально эффективного торможения, необходимо надежное срабатывание тормозов с одновременным правильным распределением тормозного давления.

Система EBS обеспечивает повышенный комфорт при управлении автомобилем за счет меньшей вибрации и уменьшения скрипа тормозов.

Система EBS работает за счет электрического сигнала посылаемым клапаном ножного тормоза, который регулирует тормозное давление посредством электрических ускорительных клапанов. Более того, электрические датчики, установленные на каждое колесо, считывают скорость автомобиля и уровень изношенности тормозов.

Отмеченные параметры передаются в виде электрических импульсов в электронный блок управления, который моментально реагирует, распределяя адекватное тормозное усилие на каждое колесо.

Производитель решил совместить дисковые тормоза с системой EBS для достижения превосходной эффективности тормозов и сокращению затрат на их обслуживание.

Сам тормозной диск является важным компонентом всей системы. Именно по этому, производитель использовал цельный диск. В нем предусмотрена также система крепления, которая значительно снижает риск образования трещин и вибраций.

Тормозное усилие, как и раньше, достигается с помощью сжатого воздуха, в то время как EBS регулирует сам процесс торможения.

Тормоза плюс электроника

Все функции EBS хранятся в блоке управления. Колебрование, а также поиск неисправностей осуществляется с помощью диагностической системы EBS.

Благодаря встроенному в каждое колесо индикатору износа, технология обеспечивает гораздо более равномерное торможение, чем большинство обычных систем.

Когда остается меньше 20% толщины тормозных накладок, водителя предупредит об этом индикаторная лампочка.

Один хорошо, два лучше

В случае неисправности электронной системы, автоматически запускается запасная пневматическая система с двумя независимыми контурами. При нажатии водителем на педаль тормоза, начнет работать обычная пневматическая система. Запасная пневматическая система, активируется только в случае неисправности электронной системы EBS.

Меньше не значит хуже

Помимо этого, меньшее количество клапанов, в системе EBS, сокращает расходы на ее обслуживание. Клапанная система ABS, клапан нагрузки и ускорительный клапан соединены в один блок.

Неоспоримые качества

Часто в обычных тормозных системах распределение тормозного усилия неравномерно. Тормоза, на которые приходиться наибольший объем работы, изнашиваются неоправданно быстро.

Как многим известно, чем выше температура тормозов, тем больший их износ. Электронная тормозная система автоматически регулирует тормозное усилие в зависимости от износа между передним и задними мостами.

EBS распределяет тормозное усилие между тягачом и прицепом, улучшая тем самым стабильность на дороге и снижая износ тормозных накладок. Тормозное усилие приспосабливается под различные типы прицепов и при этом не требуется никакого дополнительного оборудования или настроек.

Особенности эксплуатации

Однако необходимо контролировать тормозное усилие сцепки, если вы используете разные прицепы.

Приспособление тормозного усилия, под разные типы прицепов, проходит две стадии. На первой стадии происходит быстрая адаптация подачи давления к тягачу и прицепу. На второй стадии подача давления к прицепу четко корректируется, чтобы оно точно совпадало с тормозным давление тягача.

Дополнительные функции

Система EBS замечательна еще и тем, что в обычных условиях включение блокировки моста может повредить дифференциал. На автомобилях оборудованных системой EBS такого случиться не может. Система контролирует пробуксовку одного колеса и при необходимости притормаживает его, обеспечивая тем самым включение блокировки только тогда, когда все колеса достигли одной скорости.

В случае если система EBS не в состоянии синхронизировать обороты обоих колес в течение 10 секунд, значит функция синхронизации колес неисправна.

Система EBS включает в себя также систему управления тяговым усилием, которое приспосабливается под стиль вождения водителя. Если водитель управляет автомобилем на скользком дорожном покрытии и ощущается пробуксовка колес, EBS автоматически снижает мощность двигателя.

В случае, когда скорость движения меньше 40 км/час, пробуксовывающее колесо также притормаживается в связи с тем, чтобы все колеса двигались с одной скоростью.

Хорошее обслуживание – надежные тормоза

Дисковые тормоза с электронной системой EBS, обеспечивают большую безопасность и улучшенную управляемость во всем разнообразии повседневных ситуаций.

Как становиться понятным из вышесказанного, современный грузовой автомобиль представляет собой сложнейший механизм, правильное обслуживание которого возможно только в специализированных центрах силами опытных мастеров.

«САС№1» мы ремонтируем и обслуживаем грузовые автомобили

EBS третьего поколения компании Wabco

Мы давно привыкли к тому, что в современном автомобиле они есть. Они незримы, бесшумны и незаметны до поры, до времени. Но они всегда на страже и готовы вмешаться в управление автомобилем вопреки воле водителя. Речь идёт об электронных помощниках в тормозной системе.

С помощью специальных датчиков ОНИ контролируют скорости вращения колёс, отслеживают их разности, и по команде блока управления незамедлительно вступают в работу своими исполнительными механизмами. Теперь давайте детально разберёмся, что это, и как всё это происходит на самом деле.

Немного истории

В 1995 году компания WABCO начала серийное производство системы ESC. С 2000 года часть автомобилей с колёсной формулой 4х2 получает эту систему в качестве базового оснащения. В 2008 году появилась интеллектуальная версия ESC smart, способная работать с трёхосными автомобилями и автопоездами. В 2011 году эта система серийно устанавливается на автомобили MAN и Mercedes-Benz, а с 2013 года – на КАМАЗ. В период с 2000 по 2013 год этими системами уже были оборудованы около 155 000 транспортных средств.

Возможности и функции

Итак, EBS третьего поколения компании Wabco умеет обеспечить контроль за замедлением автопоезда, распределив тормозные силы, исходя из фактических нагрузок на оси, синхронизирует тягач и полуприцеп, интегрировав в свою работу не только узлы антиблокировочной системы, но и ретардер, и моторный тормоз. Существуют версии системы для всех типов автопоездов как для седельного тягача с полуприцепом, так и для прицепа с дышлом. Комплексное взаимодействие на каждое колесо позволяет исключить негативное действие поперечных и продольных сил, способных вызвать нарушение заданной траектории движения автомобиля, иными словами привести к заносу и опрокидыванию.

Алгоритм и принцип действия

Все приборы, датчики и узлы системы делятся на две основные группы. Первые собирают информацию о текущих показателях движения, важнейшие из которых боковое ускорение и показатель начала вращения автомобиля вокруг оси, и передают данные блоку управления. Вторая группа состоит из исполнительных механизмов, обеспечивающих непосредственное воздействие на колёса автомобиля, создавая стабилизирующий крутящий момент.

Синхронизация с прицепом подразумевает контроль и предотвращает возникновение знакопеременных толкающих и ударных нагрузок в сцепном устройстве. Само собой разумеется, что блок управления постоянно опрашивает все узлы на предмет исправности. Ошибки классифицируются по двум критериям (в документации WABCO ошибки называются актуальные и неактуальные), «активные» и «неактивные». Активные ошибки – это имеющиеся на данный момент неисправности в системе, которые зафиксировал блок управления (обрыв, короткое замыкание). В программе диагностики они отображаются красным цветом и требуют немедленного устранения.

После устранения неисправности блок управления переводит такие ошибки в разряд неактивных (в программе диагностики отображаются синим цветом).

Все когда-либо возникшие ошибки хранятся в памяти блока управления. Неактивные ошибки (синий цвет) можно стереть из памяти. Активные (красные) стереть невозможно. Активную неисправность необходимо устранять. Некоторые параметры в процессе диагностики и настройки системы WABCO EBS 3 можно изменить с помощью диагностической программы EBS 3. При этом диагност должен пройти соответствующий курс обучения WABCO по системе EBS 3 и получить персональный ПИН-код для допуска в возможность перепрограммировать блок управления, но базовые установки в памяти защищены. Это необходимо для того, чтобы исключить ситуацию, при которой отдельно взятый водитель может попросить механика изменить, например, время срабатывания привода тормозов полуприцепа: дескать, сделай мне, чтобы задок хватал пораньше, во избежание складывания поезда при движении на уклоне.

Читайте также  Как отмотать пробег на автомобиле?

Дело в том, что при испытаниях столь многомерной системы в условиях полигона были филигранно подобраны все эти необходимые параметры, и вмешательство «под конкретного водителя» только навредит.

Перечислить поимённо

Система EBS 3 состоит из набора компонентов, из которых каждый имеет собственное специальное наименование. Основной мозг системы – блок управления ECU. Важнейший прибор, от которого приходит информация о продольных и поперечных ускорениях – модуль ESC. Он размещается максимально близко к центру масс автомобиля. Для того чтобы блок управления знал о намерениях водителя и происхождении поперечных ускорений, за рулевой колонкой следит датчик поворота рулевого колеса SAS. Исполнительные функции обеспечивают соленоиды антиблокировочной системы ABS Valve, на передней оси одноканальный осевой модулятор 1 Ch Ax Mo, на задней оси двухканальный осевой модулятор 2 Ch Ax Mo и кран управления тормозами прицепа TCV. Тормозной кран электронной тормозной системы BST передаёт блоку управления желание водителя замедлить автомобиль с определённой интенсивностью (3 м/с 2 , к примеру, или 5 м/с 2 ). Компоновка и расположение всех элементов на автомобиле представлены на рис. 1.

Кто за что отвечает

Теперь пройдёмся по характеристикам важнейших из этих компонентов. Сердце и мозг системы – электронный блок управления ECU обеспечивает приём команд водителя и руководит работой всех компонентов. Связь с прицепом обеспечивается по CAN-шине (ISO 11992) (рис. 2). Связь с другими блоками осуществляется также через CAN (SAE J 1939), а диагностика проводится через CAN OBD 2 (ISO 14229). Кстати, важное уточнение именно для соотечественников. У автомобиля КАМАЗ-5490 свой протокол передачи данных OBD, поэтому для диагностики КАМАЗов необходим собственный кабель, код детали – 446 300 364 0 (рис. 3).

Датчик поворота рулевого колеса SAS фиксированно устанавливается на рулевой колонке и измеряет угол поворота рулевого колеса, температурный диапазон его работы от –40 до +85 °С. Обмен данными с блоком управления осуществляется по CAN-шине. При монтаже датчик не требует установки строго в прямолинейном направлении, это положение будет автоматически откалибровано в процессе самообучения системы (diagnostic command).

Тормозной кран BST рассчитан на рабочее давление 12,5 бар, максимальное – 15 бар. Пневматическая часть этого двухконтурного крана аналогична обычному, он обеспечивает уменьшение давления в первом контуре (задняя ось) в соотношении 1:1,5.

Одноканальный осевой модулятор 1 Ch Ax Mo с интегрированным разобщающим клапаном отвечает за распределение тормозных сил передней оси, обрабатывая входные сигналы датчиков угловой скорости колёс. Рабочее давление – 12,5–15 бар, напряжение питания для устойчивой работы – 14,5–32 В. Этот же одноканальный модулятор используется и на «ленивых» осях грузовиков с многоосными колёсными формулами.

Двухканальный осевой модулятор 2 Ch Ax Mo имеет два независимых канала управления тормозными силами, включая функцию антиблокировочной системы. Во всём остальном (рабочее давление, напряжение питания, резьбовые байонетные разъёмы) он аналогичен своему одноканальному собрату.

Кран управления тормозами прицепа TCV, рассчитаный на рабочее давление 8,5 бар, имеет один электрический контур управления и один резервный пневматический контур, импульсно управляемый ускорительный клапан и интегрированный разобщающий клапан. Он обеспечивает и защиту от обрыва магистрали управления прицепом в соответствии с требованиями ECE R 13.

ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ РЕМОНТА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОВОЙ СПЕЦТЕХНИКИ.дон юг авто сервисСистема ABS и EBS на грузовиках

Ebd в автомобиле что это такое

Ebd (Electronic Brakeforce Distribution) является элементом системы управления безопасностью машины. Модуль входит в состав антиблокировочной системы ABS,значительно увеличивая ее характеристики. Устройство предполагает интеллектуальное перераспределение тормозных усилий во избежание возможной блокировки колес. Ebd – электронный прибор, в автоматическом режиме управляющий процессами тормозного агрегата в зависимости от дорожной ситуации.

С другой стороны, резкое торможение обуславливает стремительное уменьшение нагрузки на задние колеса вследствие смещения центра тяжести автомобиля в переднюю часть. В таком случае задние колеса могут заблокироваться. На помощь приходит система Ebd, как программное дополнение к ABS.

Электронная корректировка интеллектуально учитывает и реагирует на все возможные факторы:

  1. Скоростные показатели.
  2. Состояние дорожного полотна.
  3. Погодные условия.
  4. Степень загруженности авто.

На фото отображается разница тормозного пути с использованием системы и без

В зависимости от полученных данных, Ebd мгновенно принимает однозначное решение, какие колеса требуют дополнительного тормозного усилия, а какие имеют избыточное. При этом электронный корректировщик оптимизирует тормозной путь в сторону уменьшения. В некоторых нестандартных случаях тормозной путь может быть увеличен. Поэтому в общем случае работа системы Ebd заключается в трех фазах: удержание давления, сброс давления и увеличение давления.

Ее преимущественные особенности

Некоторые начинающие автолюбители считают, что дополнительное усиление рулевого управления, это не столь важная характеристика, которая может повлиять на безопасное вождение, но это далеко не так.

Наличие системы EPS в транспорте гарантирует:

экономию среднего расхода топлива. Это связано со спецификой запуска системы, которая предусматривает расход энергии исключительно в тех ситуациях, когда идет изменение текущего направления или поворот. Такая особенность является одной из основных преимуществ устройств EPS по сравнению с гидравлическим усилителем, находящемся постоянно в рабочем состоянии;

возможность регулирования и настройки. Система регулируется относительно заданных параметров, то есть, можно снизить чувствительность к маневрам. Также существует возможность полного отключения;

комфортное и безопасное управление транспортным средством. Программа позволяет контролировать рулевой комплекс механизмов, причем, независимо от набранной скорости;

предотвращение ряда аварийных ситуаций, возникающих по причине плохого качества дорожных покрытий. Более чем в 30%, система EPS помогает исключить серьезные ДТП из-за дефектов на дорожном полотне. Эти данные были получены экспериментальным путем, когда автомобили, оснащенные электроусилителем руля, проходили тест-драйв в условиях приближенных к экстремальным;

использование в разнообразных модификациях авто. Не смотря на то, что популярность системы EPS в России еще набирает свои позиции, большинство европейских концернов активно применяют устройство в сборке. Естественно, без такого стабилизатора руля не обходится не только транспорт, работающий на горючем топливе, но и электромобили.

WABCO

пневматические схемы,
функции самодиагностики
описание всех функции
проверка и диагностика систем
пневмасхемы
язык русский
страниц 44
размер 1,7 мегабайт
формат PDF
качество отличное

Данная публикация предназначена для работников станций технического
обслуживания грузовых транспортных средств, уже имеющих
определенные знания в автомобильной электронике.
Пользуясь приведенной в данной публикации информацией, Вы сможете
диагностировать и устранять неисправности тормозных систем с
электронным управлением транспортных средств.
Перед выполнением диагностики или ремонта, ознакомьтесь с
приведенными ниже правилами техники безопасности и строго
соблюдайте их во избежание травм и материального ущерба.

1. Предисловие 6
2 Описание системы 6
2.1 Основные функции EBS 6
2.2 Функции управления томозами 7
2.3 Резервные функции 8
2.4 Обзор вариантов системы 8
2.5 EBS для автобусов 14
2.6 Протоколы испытаний 14
3 Электронная система управления устойчивостью ESC 15
3.1 Компоненты ESC 15
3.2 Функции управления ESC 16
3.3 Специальные эксплуатационные режимы 16
3.4 Коррекция ошибок и диагностика с ESC 16
4 Компоненты 17
4.1 Тормозной кран 17
4.2 Центральный электронный блок управления 18
4.3 Пропорциональный ускорительный клапан 19
4.4 Центральный блок торможения CBU 20
4.5 Осевой модулятор 21
4.6 Кран управления тормозами прицепа 23
4.7 Разобщающий клапан (дополнительная принадлежность) 24
4.8 Другие компоненты 26
5 Функция самотестирования 27
6 Диагностика 29
6.1 Подключение диагностического ПК 29
6.2 Работа программы диагностики 29
7 Указания по обслуживанию 30
7.1 Общие инструкции 30
7.2 Проверка на динамометрическом стенде с беговыми
барабанами 30
7.3 Утилизация компонентов 31
7.4 Список запасных частей 31
Приложения 39

СКРИН СТРАНИЦ

Используемые сокращения
4S/3M Конфигурация системы с четырьмя датчиками скорости и четырьмя модуляторами, по одному на каждое колесо. Эта версия системы
EBS применяется на легких транспортных средствах. Управление ABS осуществляется по первому заблокированному колесу передней оси. Поэтому оба колеса передней оси всегда управляются одновременно.
4S/4M Конфигурация системы с четырьмя датчиками скорости и четырьмя модуляторами, по одному на каждое колесо. В этой версии системы EBS каждый модулятор выполняет управление тормозным моментом на своем колесе.
4×2 Четырехколесное транспортное колесо с двумя ведущими колесами (колесная формула).
ABS Антиблокировочная тормозная система
ARB Противооткатная система, облегчающая трогание стоящего на подъеме автомобиля
ASR Система противобуксовки ведущих колес
CAN Интерфейс обмена данными между системами транспортного средства
CBU Центральный блок управления тормозной системой
CVC Централизованное управление транспортным средством,
Центральный бортовой компьютер (MAN)
DC Корпорация Daimler Chrysler
DSR Управление двигателем при работе «помощи при трогании»
EAS Коробка передач с электронным управлением

Тест End-of-Line
EPB Электронно-пневматическая тормозная система,в WABCO: EBS
EPS Электронно-пневматическое переключение передач WABCO: EDS
ESC Электронная система управления устойчивостью
FDR Динамический контроль движения, в WABCO: ESC
FFR Круиз-контроль
IES Стандарт обмена данными корпорации Daimler Chrysler
IR Индивидуальное регулирование тормозных сил системой ABS
KOM Автобус
LWS Датчик угла поворота рулевого колеса
MIC Модифицированное регулирование тормозных сил системой ABS
PWM Широтно-импульсная модуляция
RSC Контроль опрокидывания
RSS Контроль опрокидывания для прицепов
SAE Ассоциация инженеров автомобилестроения, разрабатывает
общие стандарты для автомобильной промышленности
VAR Cпособ регулирования ABS

Читайте также  Что такое гофра в автомобиле?

Nikk307 › Блог › Что такое ABS, BAS, ESP, EBD, IVD и т.д?

Что такое ABS, BAS, ESP, EBD, IVD и т.д?

Первые разработки ABS относятся к тридцатым годам прошлого века, но серийное оборудование машин началось только в середине семидесятых.
Идея работы ABS достаточно проста. Компьютер анализирует сигналы датчиков вращения колес и приводит в действие тормозные механизмы. как бы имитируя действия опытного водителя при прерывистом торможении, не давая заблокироваться колесам. С момента появления ABS между специалистами и любителями шли споры о пользе системы.
Самые полезные ее качества — сокращение тормозного пути и сохранение контроля над автомобилем во время экстренного торможения. Недостаток — сложно рассчитать тормозной путь. Аргумент, что и говорить, весомый. Однако лучше в неведении остановиться за несколько метров до препятствия, чем с точно рассчитанным тормозным путем в него уткнуться. До поры сошлись на мнении о том, что для новичка система будет полезна, а вот опытный водитель может и «переиграть» ABS. Но развитие электроники привело к тому, что в схватке «опытный водитель — антиблокировочная система» убедительную победу одержала последняя.
Современные многоканальные ABS вчистую переигрывают даже матерого профессионала. Удалось избавиться даже от такой малоприятной вещи, как вибрация педали тормоза при работе системы. Бывали случаи, когда авария происходила из-за слишком резкого ее срабатывания. Когда педаль тормоза начинала вибрировать, а автомобиль — издавать странные звуки, неопытные водители пугались и отпускали педаль… Поэтому в самых современных тормозных системах водитель почти не чувствует срабатывания ABS.
Теперь антиблокировочная система тормозов входит в стандартную комплектацию практически всех автомобилей, причем зачастую на нее опираются более сложные электронные системы безопасности.

ASR (TRC (трэкшн-контроль), STC, TRACS, ASC+T)

Первым логическим развитием ABS стала АНТИПРОБУКСОВОЧНАЯ система. Принцип действия несложен: в момент трогания автомобиля датчики (ABS) фиксируют проскальзывание одного из ведущих колес, и компьютер притормаживает его с помощью тормозных механизмов. При необходимости та же электроника может сбросить обороты двигателя, поскольку на современных машинах между педалью «газа» и дроссельной заслонкой нет механической связи. То есть, если «утопить» педаль в пол, компьютер не даст ведущим колесам впустую жечь резину и шлифовать асфальт или лед, а максимально быстро, без пробуксовки, разгонит автомобиль.
Антипробуксовочная система не помешает любой машине, независимо от типа привода. Настоящим кладом стала ASR для внедорожников. Вместо сложных трансмиссий они используют полный привод со свободными дифференциалами, а роль блокировок возложена на электронику. Для непролазного бездорожья эта схема не годится, но «паркетникам» будет в самый раз.
Конечно, и в ASR есть свои недостатки. Например, такая система будет мешать опытному водителю при попытке вытащить застрявший автомобиль «в раскачку», не к месту притормаживая и сбрасывая «газ». Причем может настолько задушить мотор и колеса, что автомобиль вообще не сможет двигаться. Активным драйверам ASR мешает управлять автомобилем в заносе, контролируя его тягой. С другой стороны, антипробуксовочная система с успехом выполняет функцию блокировки дифференциала, притормаживая разгруженное в повороте колесо и уравнивая таким образом скорости вращения колес, и позволяет максимально эффективно использовать крутящий момент двигателя.
Не все автоконцерны потакают прихотям покупателей, а потому делают систему неотключаемой. Но это «у них» она неотключаемая. А наши Кулибины, даже не изучая электросхему, решают проблему простым изъятием предохранителя. Впрочем, делать это мы не советуем. А если вы упорно считаете, что ASR мешает реализовать талант гонщика, напоминаем, что эта система используется в Formula 1.

Дальнейшее развитие ABS привело к появлению на современных автомобилях системы электронного распределения тормозных усилий. Эти системы всегда работают в паре, поэтому чаще всего в каталогах можно увидеть аббревиатуру ABS+EBD.
Идея EBD выросла из того факта, что при резком торможении на неоднородном покрытии автомобиль начинает разворачивать. Это происходит оттого, что степень сцепления колес с дорогой разная, а тормозное усилие, передаваемое на колеса, одинаковое. Система EBD, используя датчики ABS, анализирует положение каждого колеса при торможении и строго индивидуально дозирует тормозное усилие на нем. При этом учитываются загрузка автомобиля и его положение относительно дорожного полотна.
Особенно заметна польза EBD при торможении в повороте. Думаю, многие из водителей не раз демонстрировали «высокий» уровень речевой культуры и подсознательное знание ненормативной лексики, когда в закрытом повороте перед ними оказывался автомобиль очередного «умника», вздумавшего отдохнуть на обочине. Именно EBD позволяет в такой ситуации тормозить, не теряя контроля над автомобилем. Без этой системы торможение в лучшем случае закончится сносом с траектории. Уверен, что по поводу полезности EBD споров не возникнет.

Brake assistant (brake assist, BAS)

Еще один помощник, появившийся в результате «борьбы» за безопасность, называется brake assistant. Его предназначение — максимально возможное сокращение тормозного пути автомобиля при экстренном торможении. Как система этого добивается? Специальный датчик анализирует перемещение педали тормоза и силу давления на нее в момент торможения. «Придя к мнению», что водитель пытается экстренно затормозить, или, другими словами, в панике ударил по педали тормоза, brake assistant за несколько миллисекунд увеличивает давление в тормозной магистрали. Время торможения при этом значительно сокращается, а это — выигранные метры тормозного пути.
Стоит лишь добавить, что система распознает действительно панические действия водителя, или если он долгое время давит на педаль тормоза. Даже при достаточно резких, но «прогнозируемых» торможениях BAS в работу не вступает. В первую очередь эта система адресована слабому полу. Зачастую у женщин просто не хватает сил для экстренного торможения, и в нужную секунду руку помощи им подает BAS, «дожимая» педаль для максимального замедления.

ESP (VDC, VSC, DSTC, DSC, ATTS, VSA, Stabilitrac)

Помните нашумевшую на весь мир историю с переворачиванием Mercedes-Benz A-класса? Если нет, то напомню. В 1997 году во время ездовой презентации автомобиль при прохождении маневра «переставка» перевернулся. После потока критики, обрушившейся на концерн, мерседесовское руководство во всеуслышанье объявило о том, что на все машины А-класса будет бесплатно установлена фирменная система динамической стабилизации. Именно применение электроники позволило окончательно решить проблемы с управляемостью. До этого случая ESP по заказу устанавливалась на автомобили S-класса еще в 1995 году.
ESP на сегодняшний день является высшей ступенью эволюции электронных систем активной безопасности, объединив в себе лучшие решения из перечисленных выше.
Принцип работы ESP основан на том, чтобы бороться со сносом и заносом автомобиля не только рулем и «газом», но и торможением одного или нескольких колес. Если машину сносит передней осью, система притормаживает внутреннее по отношению к повороту заднее колесо, придавая автомобилю избыточную поворачиваемость. Когда возникает угроза заноса, притормаживается внешнее переднее колесо. При сносе всех четырех колес ESP вычисляет, какое из них и в какой момент притормозить. Вместе с торможением система «сбрасывает» и обороты двигателя. Таким образом, используя исполнительные механизмы ABS и ASR, система способна притормаживать каждое колесо в отдельности.
Но для того, чтобы выполнить такую сложную работу, ESP недостаточно только датчиков ABS. Поэтому в автомобиле установлены дополнительные датчики. Один сообщает системе о том, в какую сторону и с какой скоростью вращается рулевое колесо. Еще два «жалуются» на угол поворота машины и уровень боковых ускорений. Показания этой компании датчиков позволяют моментально вычислить, что происходит с автомобилем, и привести в действие исполнительные механизмы.
Естественно, что и тут не обошлось без недостатков, если их можно назвать таковыми. Можно, например, пожаловаться на то, что система будет мешать опытному водителю, который просчитывает каждое свое движение на несколько шагов вперед. Но ESP не предсказывает будущее, а исправляет совершенные ошибки. Поэтому она не даст пройти поворот в управляемом заносе, вмешавшись в самый неподходящий момент. Но во всех остальных случаях ESP окажет действительно неоценимую помощь не только начинающему водителю.
В конце еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что жалуются на работу перечисленных систем лишь активные драйверы. Но вспомните предназначение электронных помощников — активная БЕЗОПАСНОСТЬ, а не активный драйв. И тогда все сразу становится на свои места. И последнее, не раз уже сказанное: законы физики никакая электроника преодолеть не в состоянии.

Читайте также  Что такое drl в автомобиле?

IVD — собственная аббревиатура Форд, надстройка над ESP.

Тормозная система EBS 5

Эта электронная система обеспечивает ходовое торможение автомобиля и дополнительные функции, в частности:
– антиблокировка системы (ABS) ;
– помощь при аварийном торможении;
– устройство против буксования (ASR) ;
– проверка траектории и устройство против переворачивания (ESP) ;
– стандартизация тягача/прицепа (CFCS) ;
– непрерывная проверка износа (WCS) ;
– синхронизация блокировки дифференциала;
– помощь при трогании на подъеме.

Система EBS управляет торможением: положение педали тормоза передается модулятором осей посредством блоку управления.

Система имеет четыре независимых пневматических контура (контур переднего тормоза, заднего тормоза, тормоза прицепа и стояночного тормоза) и электрический контур.
Модуляторы осей состоят из 2 пневматических и 1 электрического клапанов. Связность между электрическими и пневматическими сигналами обеспечена путём тарирования, которое выполняется поставщиком компонента.
Дефекты в действии системы , отображаются на контрольном экране приборной панели.

Внесение изменений в тормозной контур или его узлы запрещено.

Электрическая ступень тормозного крана информирует электронный блок EBS о запросе торможения водителя.
Электронный блок EBS преобразует запрос замедления в запрос нажатия на передний и задний модуль в зависимости от информации, полученной датчиками скорости и износа.
Каждый модуль управляет приёмниками (или тормозными цилиндрами) в зависимости от инструкций, полученных электронным блоком.
Распределение тормозной силы между передней и задней осями зависит от запроса на торможение и от нагрузки автомобиля, которую постоянно расчитывает блок EBS.
При каждом детектировании изменения массы включается адаптационная фаза. Во время исполнения этой адаптационной фазы (4 — 6 торможений), контроль износа и соединение замедлителей с тормозами — неактивны .
Базовая параметризация определена кривой, выражающей необходимое замедление, расчитанное в зависимости от длины хода тормозной педали. Степень давления, посланного тормозным цилиндрам, определена внутренними параметрами вычислительного блока.
Система адаптирует свою стратегию по торможению в связи с запросом на замедление.
Рассматриваются три зоны:

  • 1. от 0 до 3 м/с: система EBS стремится сбалансировать износ колодок по осям;
  • 2. от 3,5 до 8 м/с: система EBS работает по условию одинакового сцепления с дорогой;
  • 3. свыше 8 м/с: аварийное торможение, все параметры приводятся к их максимальным значениям.

Контроль прицепом обеспечен контрольным клапаном, управляемым блоком EBS, который обеспечивает согласовывание торможения между тягачом и прицепом.

В случае отказа режима электронного управления, система EBS переходит в резервный режим пневматического управления и при нажатии на педаль тормоза можно почувствовать разницу ощущений. Максимальная эффективность торможения, как и прежде, достигается при полном нажатии на педаль тормоза.

Антиблокировка системы (ABS)

Это устройство предотвращает блокировку колёс при резком торможении.
Каждый модулятор торможения измеряет скорость колёс благодаря датчикам, установленным в ступицу. Данная информация передаётся модуляторами электронному блоку. Исходя из данных указаний, электронный блок может управлять настройкой ABS.
Модуляторы простого торможения осуществляют регулировку оси.
Регулирование каждого колеса осуществляется одновременно простыми модуляторами торможения и электромагнитными клапанами антиблокировки колёс.
Модуляторы двойного торможения осуществляют регулирование колеса.

Система помощи при экстренном торможении

Система позволяет, измерив скорость нажатия на педаль тормоза, определить ситуацию аварийного торможения.
В данном случае нажатия на педаль уменьшаются для получения более эффективного торможения.
Данная функция обеспечивает максимальную мощность в случае аварийного торможения.
Эта функция — неактивна под порогом в 2.5 m/sІ.
При выявлении аварийного торможения автоматически срабатывает аварийная сигнализация.
Для ее отключения необходимо два раза переключить выключатель аварийной сигнализации.

Система антипробуксовки (ASR)

При трогании с места или в процессе разгона данное устройство препятствует буксованию ведущих колёс вне зависимости от состояния дороги.
Эта функция осуществляется:

  • в случае пробуксовки одного из колёс подтормаживанием этого колеса для приведения его скорости в соответствие со скоростью противоположного колеса;
  • в случае пробуксовки двух колёс ограничением оборотов двигателя и затем подтормаживанием продолжающего буксовать колеса для приведения его скорости в соответствие со скоростью противоположного колеса.

Контроль траектории (ESP) .

Это система стабилизации, которая уменьшает риски заноса автомобиля в пределах законов физики.
Если система определяет риск заноса автомобиля, скорость снижается, а тормоза включаются автоматически, позволяя удержать автомобиль на его траектории движения.

Устройство против опрокидывания (ESP)

Блок EBS применяет данную функцию, чтобы уменьшить риски опрокидывания автопоезда в пределах законов физики.
Если система обнаруживает риск опрокидывания, скорость снижается. Если снижение скорости оказывается недостаточным, система тормозит автомобиль автоматически.
Данная функция оптимизирована, если она относится к прицепу, оснащенному ABS или EBS.
Действующие ограничители скорости автоматически блокируются в режиме ESP .

Функция ESP должна рассматрываться как дополнительная помощь в критических дорожных ситуация.

Однако она не способствует в расширении способностей автомобиля.

Она не должна вас толкать увеличивать скорость вождения. Следовательно, она ни в коем случае не замещает бдительность и ответственность водителя в управлении (водителю следует постоянно и внимательно наблюдать за условиями дороги, имея в виду возможность всяких внезапных явлений).

Система ESP предназначена для на работы на автомобилях типа «тягач» (только с одним полуприцепом) и «одиночный грузовой автомобиль».

В случае использования одного или нескольких дополнительных полуприцепов система ESP должна быть дезактивирована.

Никогда не используйте автомобиль, оснащенный блоком ESP, на извилистых дорогах с высокими брустверами (тип тестового контура). Если автомобиль должен эксплуатироваться на дорогах данного типа, отмените функцию ESP.

Любые вмешательства или изменения в установленном на шасси элементе системы контроля траектории движения (датчик ESP) категорически запрещены.

Разрешена только его замена. После замены датчика контроля траектории движения (ESP), должна быть обязательно произведена его калибровка при помощи диагностического прибора.

Торможение прицепа (CFCS)

Связь между тягачом и прицепом обеспечена задающим электропневматическим клапаном прицепа, контролируемым электронным вычислительным блоком.
В зависимости от тормозных характеристик прицепа, расчитанных системой EBS, система повышает или сокращает контрольное давление в жёлтом узле сочленения (в регламентарных действующих пределах).

Постоянный контроль износа (WCS)

Каждый тормоз оборудован датчиком, измеряющим суммарную толщину диск+тормозная фрикционная накладка. Система EBS расчитывает среднюю величину износа слева/справа и осуществляет автоматическую корректировку давления с тем, чтобы усреднить износ спереди/сзади.
Система EBS детектирует замену фрикционных накладок и восстанавливает регулировку своей кривой датчика с тем, чтобы была учтена степень износа диска и переставлена начальная точка на 100% располагаемого материала новой фрикционной накладки.

Синхронизация блокировки дифференциала:

Поскольку система EBS контролирует включением заднего дифференциала, его можно включать во время езды.

Помощь при трогании на подъёме

Настоящая функция позволяет облегчить манёвр трогания на подъёме, придерживая тормоза автомобиля во время начала движения.
Система EBS поддерживает максимальное давление, которое нужно для останова автомобиля.
Функция набирается на одном из выключателей приборной панели (светодиодный индикатор встроенный в выключателе зажигается, подтверждая задействование) и остаётся активной пока не нажат снова этот выключатель или пока не выключен контакт или еще, пока не превышается скорость 30 км/ч.
С ручной коробкой передач, давление остается пока:
— задействована педаль сцепления;
— не распознано начало движения.
С роботизированной или автоматической коробкой передач давление поддерживается до тех пор, пока:
— нажата педаль тормоза;
— не обнаружена фаза начала движения.

Использовать данную функцию только во время подъема.

Данная функция не является системой помощи при парковке и не должна использоваться как таковая.

Сигнализация неудовлетворительных характеристик замедления:

Включение тревожного указания, когда система EBS не успевает получать желаемое замедление.

При продолжительном нажатии на выключатель, отведенный на приборную панель, система EBS устанавливает давление в 4 бара в жёлтой головке сочленения.
Задействование этой функции осуществляется только если скорость автомобиля ниже 4 км/ч.
Когда эта функция задействована, она автоматически нейтрализуется (даже если продолжается нажатие на выключатель) тогда, когда скорость автомобиля превышает 7 км/ч.

Использование замедлителей с тормозами

Замедлители полностью внедрены в стратегию тормозной системы.
Система EBS приоритетно использует моторный тормоз.
Использование активно если:

  • выключатель «AUTO/MANU» (автоматически/вручную) — на позиции «AUTO» (автоматически).
  • привод замедлителя — на позиции «0» .
  • система EBS не в адаптационной фазе.

Система EBS постоянно расчитывает температуру тормозов и, начиная с некоторого заданного порогового значения температуры, соответственно изменяет ход педали.

В случае слишком высокой температуры тормозов необходимо отрегулировать скорость, тип вождения и использовать замедлитель(-и), если автомобиль им(-и) оснащён.

Аварийный сигнал, когда блок EBS обнаруживает неисправность тормоза (механического элемента).